Как обеспечить экологическую безопасность России
«Как обеспечить экологическую безопасность России»
Обеспечение экологической безопасности во многом зависит от выбора пути: будут приниматься меры в рамках старой традиции (неустойчивое развитие) или будут выбраны для этого концепция и стратегия устойчивого развития.
Неустойчивое развитие предполагает резкий рывок, революционные преобразования в сфере обеспечения экологической безопасности. Так, сторонники этой концепции считают, что необходимо жесткое и решительное вмешательство государства в регулирование процессов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и гидросферу.
Наиболее прогрессивна позиция тех, кто считает, что обеспечивать экологическую безопасность необходимо через устойчивое развитие.
Устойчивое развитие (англ. sustainabl development, более точный перевод – непрерывно поддерживаемое развитие) – термин, предложенный Международной комиссией по окружающей среде и развитию (комиссия Брундтланд) в докладе «Наше общее будущее» (1987; русский перевод 1989) для обозначения социального развития, не подрывающего природные условия существования человеческого рода.
Принцип устойчивого развития был поддержан ООН. Вторая Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-2, Рио-де-Жанейро, 1992), в которой участвовали представители 179 стран, перевела идею устойчивого развития в плоскость конкретных международных обязательств и планов.
Президент Российской Федерации Указом № 440 от 1 апреля 1996 года утвердил Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.
В Концепции отмечается, что, следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей.
Концепция была принята по рекомендации ЮНСЕД, в документах которой предлагалось правительству каждой страны утвердить свою национальную стратегию устойчивого развития. В Российской Федерации стратегия устойчивого развития еще не принята, но работа над ней идет. Особо хотелось отметить роль Государственной Думы Федерального Собрания. Комиссия Государственной Думы по устойчивому развитию подготовила и издала «Научную основу стратегии устойчивого развития Российской Федерации».Первоначально устойчивое развитие рассматривалось в контексте поиска ответа на экологический вызов, но такой ответ предполагает системное решение множества экономических, социальных, демографических, научно-технических и иных проблем современной цивилизации.
В научной литературе выделены следующие основные принципы устойчивого развития [10]:
− каждый человек имеет право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой, на жизнь в благоприятной для него окружающей среде;
− социально-экономическое развитие должно быть направлено на улучшение качества жизни людей в допустимых пределах хозяйственной емкости экосистем;
− развитие должно осуществляться не во вред окружающей природной среде и обеспечивать возможность удовлетворения основных жизненных потребностей как нынешних, так и будущих поколений людей;
− сохранение окружающей природной среды должно составлять неотъемлемую часть процесса устойчивого развития, в одно целое должны быть соединены экономическое развитие, социальная справедливость и экологическая безопасность, которые в совокупности определяют основные критерии развития;
− выживание человечества и стабильное социально-экономическое развитие должны базироваться на закономерностях биотической регуляции при сохранении биоразнообразия в биосфере;
− рациональное природопользование должно основываться на неистощимом использовании возобновимых и экономном использовании невозобновимых ресурсов, утилизации и безопасном захоронении отходов;
− экологобезопасное хозяйствование должно базироваться на усилении взаимосвязи экономики и экологии, формировании единой (сопряженной) экологизированной экономической системы развития;
− реализация надлежащей демографической политики должна направляться на стабилизацию численности населения и оптимизацию масштабов его деятельности в соответствии с фундаментальными законами природы;
− необходимо широкое использование принципа упреждения, опережающего принятия эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей природной среды, предотвращению экологических и техногенных катастроф;
− важным условием перехода общества к устойчивому развитию является искоренение бедности и предотвращение больших различий в уровне жизни людей;
− использование разнообразия форм собственности и механизма рыночных отношений должно быть ориентировано на гармонизацию социальных отношений при обеспечении общественной безопасности;
− в перспективе, по мере реализации идей устойчивого развития, должно возрастать значение вопросов рационализации масштабов и структуры личного потребления населения;
− сохранение малых народов и этносов, их культур, традиций, среды обитания должно быть одним из приоритетов политики государства на всех этапах перехода к устойчивому развитию;
− развитие международного сотрудничества и глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления целостной экосистемы Земли должно быть подкреплено принятием государствами соответствующих международных соглашений и иных правовых актов;
− необходимы свободный доступ к экологической информации, создание соответствующей базы данных с использованием в этих целях глобальных и национальных коммуникаций и других средств информатики;
− в ходе развития законодательной базы следует учитывать экологические последствия предполагаемых действий, исходить из необходимости повышения ответственности за экологические правонарушения, обеспечивать компенсации лицам, пострадавшим от загрязнения окружающей среды;
− экологизация сознания и мировоззрения человека, переориентация системы воспитания и образования на принципе устойчивого развития должны способствовать выдвижению интеллектуально-духовных ценностей на приоритетное место по отношению к материально-вещественным;
− суверенные права каждого государства на разработку собственных природных ресурсов должны реализовываться без ущерба экосистемам за пределами государственных границ; в международном праве важно признание принципа дифференцированной ответственности государства за нарушение глобальных экосистем;
− ведение хозяйственной деятельности должно осуществляться с отказом от проектов, способных нанести невосполнимый ущерб окружающей среде или экологические последствия которых недостаточно изучены.
Несомненно, понимание и реализация указанных принципов устойчивого развития потребует серьезных мировоззренческих трансформаций. Выживание и непрерывность развития общества в глобальном масштабе должны достигаться без количественного роста многих традиционных параметров и, прежде всего, экстенсивного роста производства.
Колоссальные изменения, происшедшие в мире, потребовали поиска новых форм жизнедеятельности, организации нового мирового порядка. В результате этого поиска человечество пришло к идее устойчивого развития. Концепция и стратегия устойчивого развития – это понимание того, что удовлетворение потребностей нынешнего поколения не должно ставить под угрозу способности будущих поколений удовлетворять потребности.
Современный мир испытывает от острой экологической ситуации угрозы экологической безопасности. Трудно предположить, что в ближайшие годы мы станем свидетелями значительного уменьшения экологических угроз, рисков, опасностей. Несомненно, что это практически не может произойти в рамках старых традиций неустойчивости. Серьезное улучшение состояния экологической безопасности в ближайшей перспективе возможно только на пути устойчивого развития.
1. Мазур, И.И. Опасные природные процессы. Вводный курс. / И.И. Мазур, О.П. Иванов. – М. : Экономика, 2004. – 702 с.
2. Муравых, А.И. Стратегическое управление экологической безопасностью / А.И. Муравых // Безопасность Евразии. – 2001. – № 1. – С. 607–636.
Как обеспечить экологическую безопасность России
Готовимся к экзамену: экспресс-контроль.
1. Выберите верные утверждения, характеризующие Восточно-Европейскую равнину.
а) В основании равнины лежит древняя докембрийская платформа;
б) большая часть территории равнины располагается в области резко континентального климата;
в) северная часть равнины подвергалась древнему оледенению;
г) реки имеют преимущественно снеговое питание;
д) природные зоны сменяются с севера на юг от тундры до степей;
е) на территории равнины самая большая плотность населения в России.
Ответ: а, в, д, е
2. Выберите верный ответ. На Западно-Сибирской равнине преобладает: а) тайга; б) смешанные леса; в) тундра.
Ответ: а
3. Выберите верный ответ. Река Обь протекает по территории:
а) Восточно-Европейской равнины;
б) Среднесибирского плоскогорья;
в) Западно-Сибирской равнины.
Ответ: в
4. Выберите верные утверждения, характеризующие природу Урала.
а) Западный и восточный склоны равномерно увлажнены;
б) Уральские горы имеют небольшую высоту;
в) Урал состоит из нескольких горных цепей, протянувшихся параллельно в меридиональном направлении;
г) Урал богат полезными ископаемыми;
д) вершины Уральских гор покрыты ледниками.
Ответ: б, в, г
5. Выберите верный ответ. Крайняя северная континентальная точка России расположена на полуострове: а) Ямал; б) Кольском; в) Таймыр; г) Чукотском.
Ответ: в
6. Выберите верные утверждения, характеризующие Северо-Восточную Сибирь.
а) Здесь находится полюс холода Северного полушария;
б) это территория, приуроченная к области кайнозойской складчатости;
в) здесь повсеместно распространена многолетняя мерзлота;
г) природные зоны сменяются с севера на юг от тундры до лесной зоны;
д) это золотоносная провинция России;
е) эта территория слабо заселена.
Ответ: а, в, г, е
7. О каком из природных районов идет речь?
Молодое горное сооружение образовалось в альпийскую складчатость. Здесь находятся самые высокие вершины в России. Ярко выражена высотная поясность. В горах имеются крупные месторождения полиметаллических руд.
Ответ: Северный Кавказ
8. Выберите верный ответ. Действующие вулканы есть на территории: а) Чукотки; б) Алтая; в) Урала; г) Камчатки.
Ответ: г
9. Установите соответствие между объектами Всемирного природного наследия России и территорией, где они расположены.
1. Долина гейзеров. А. Алтай.
2. Алтай — Золотые горы. Б. Приморский край.
3. Озеро Байкал. В. Камчатка.
4. Центральный Сихотэ-Алинь. Г. Юг Восточной Сибири.
Ответ:
1 — В
2 — А
3 — Г
4 — Б
10. Установите соответствие между реками и территориями, по которым они протекают.
1. Терек. А. Восточно-Европейская равнина.
2. Северная Двина. Б. Западно-Сибирская равнина.
3. Иртыш. В. Дальний Восток.
4. Уссури. Г. Северный Кавказ.
Ответ:
1 — Г
2 — А
3 — Б
4 — В
ГДЗ География Алексеев 8 класс Страница 155
Содержание
Авторы:Алексеев, Николина
Изд-во:Просвещение
Вид УМК:учебник
Серия:Полярная звезда
Выбрать другое издание
Смотреть правильно оформленное решениe и ответ на задание Стр. 155 по географии 8 класс автор(ы) Алексеев, Николина
Содержание
- Анализ проблемы «Как обеспечить экологическую безопасность России»
Параграф 42. Учимся с «Полярной звездой»
Анализ проблемы «Как обеспечить экологическую безопасность России»
1. Тексты по заявленной теме:
Воронов А. М. Обеспечение экологической безопасности современной России: некоторые правовые решения. – Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. (https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-ekologicheskoy-bezopasnosti-sovremennoy-rossii-nekotorye-pravovye-resheniya)
О.И. Башлакова. Проблемы экологической безопасности России. – Вестник МГИМО-Университета. https://vestnik.mgimo.ru/jour/article/view/358?locale=ru_RU
2. Воронов А.М. Обеспечение экологической безопасности современной России: некоторые правовые решения. Автор анализирует современное состояние правового регулирования в области природоохранного законодательства. Вороновым А.М. предлагается ряд предложений в области правового регулирования защиты окружающей среды в вопросах, а именно: решение предлагаемой ООН задачи – включить принципы устойчивого развития в стратегию страны, путём разработки такой концепции, как формы организации совместных мероприятий. Данная стратегия должна стать базовым документом при планировании в сфере обеспечения экологической безопасности. Воронов утверждает, что такая стратегия станет основой для взаимодействия органов власти, бизнеса, организаций, общественных объединений и населения в области обеспечения экологической безопасности. Также автором формулируется список основных терминов, которые изложены в понимании автора. Воронов также утверждает приоритетные направления взаимодействия государства и общества: сохранение и восстановление природных экосистем, сохранение биоразнообразия, регулирование роста техногенной нагрузки, рациональное природопользование. Помимо прочего автор пишет об угрозах экологической безопасности в силу развития ключевых отраслей российской экономики.
О.И. Башлакова. Проблемы экологической безопасности России: Башлакова О.И. излагает определение экологической безопасности и анализирует роль и место экологической безопасности в системе национальной безопасности страны, обсуждены некоторые вопросы обеспечения экологической безопасности государства в условиях современного экологического кризиса, предложен механизм обеспечения экологической безопасности, отражена необходимость изменения мировоззрения населения, путём внедрения экологической культуры. «Автор отстаивает важность экологического образования и просвещения для обеспечения экологической безопасности страны. Башлакова обосновывает, что устойчивое развитие страны, высокое качество жизни и здоровья её населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранении соответствующего качества окружающей среды. В статье указывается необходимость разработки путей совершенствования правового регулирования в данной области. Автор считает, что данный механизм будет направлен на защиту интересов граждан, их права жить в экологически безопасной среде. Автором определено, что обеспечение экологической безопасности является важнейшей составляющей государственной национальной безопасности, которая могла бы стать национальной идеей, объединяющей народы России» [Башлакова О.И.].
3. Мнения авторов схожи, так как оба исследователя концентрируют внимание на правовом регулировании в области экологической безопасности. Однако Вороновым А.М. описывается большая правовая и экономическая составляющая вопроса, тогда как О.И. Башлакова также указывает на необходимость изменения мировоззрения людей путём внедрения экологического образования.
4. Оба автора указывают на необходимость правового решения вопроса и создания взаимодействия общества, власти, бизнеса и окружающей среды. Башлакова также указывает на экологическое образование, как важный элемент сохранения экологической безопасности
5. Проведите дискуссию
6.
Тезисы | Аргументы за/против |
Моя позиция: краткое обоснование на основе полученных выводов | |
Необходимость создания стратегии экологической безопасности страны | Аргумент за: создание единой стратегии позволит обеспечить понимание того, как должна двигаться страна (общество, государство, бизнес) в направлении достижения высокого качества окружающей среды и обеспечении экологической безопасности России |
Модернизация правового регулирования обеспечения экологической безопасности | Аргумент за: модернизация законов позволит прийти к общемировым правилам в области защиты окружающей среды, что положительно скажется на ведение международных экономических связей. Кроме того, обновление законом необходимо с точки зрения того, что критерии оценки качества окружающей среды, способы её защиты, и подходы к ликвидации ущерба сильно изменились с течением времени Аргумент против: модернизация необходима, но только в виде обновления, так как введение новых законов при действующих нынешних может вызвать неразбериху при обосновании вопросов, нельзя допустить разные трактовки той или иной ситуации в разных документах, всё должно быть приведено к одному пути решения |
Введение экологического просвещения и формирование экологической культуры | Аргумент за: экологическое просвещение необходимо для формирования экологической культуры. Население с детских лет должно иметь представление о необходимости защиты окружающей среды. Сформированная высокая экологическая культура со сменой поколений станет общественной нормой и на места управленцев на предприятиях, государственных органах, в бизнесе придут люди, имеющие высокую экологическую культуру, то есть понимающих необходимость защиты окружающей среды для блага человека Аргумент против: экологическое просвещение не должно навязываться, его форма должна быть проста и понятна |
Сообщи об ошибке или поделись идеей💡
Мне не нравится на сайте, измените:Сделайте так, чтобы можно было:Решение неправильно/опечатка
Содержание
Стр. 147Стр. 150Стр. 153Стр. 155Стр. 159Стр. 160Стр. 165Стр. 167Стр. 171Стр. 175
Топовые ГДЗ по другим предметам
- Учебник
- Учебник
- Учебник
- Учебник
- Учебник
- Контурные
- Учебник
- Учебник
- Учебник
© 2021 Copyright. Все права защищены. Правообладатель SIA Ksenokss.
Адрес: 1069, Курземес проспект 106/45, Рига, Латвия.
Тел.: +371 29-851-888 E-mail: [email protected]
Глобальный индекс продовольственной безопасности (GFSI)
Глобальный индекс продовольственной безопасности (GFSI)Глобальный индекс продовольственной безопасности 2022
Изучение проблем и разработка решений для обеспечения продовольственной безопасности в 113 странах
11-й Глобальный индекс продовольственной безопасности показывает ухудшение глобальной продовольственной среды уже третий год, угрожающее продовольственной безопасности
GFSI рассматривает следующие вопросы:
Доступность по цене
Измеряет способность потребителей приобретать продукты питания, их уязвимость к ценовым потрясениям и наличие программ и политик для поддержки потребителей при возникновении потрясений.
Наличие
Измеряет сельскохозяйственное производство и возможности фермерских хозяйств, риск перебоев с поставками, национальный потенциал по распространению продовольствия и исследовательские усилия по увеличению сельскохозяйственного производства.
Качество и безопасность
Измеряет разнообразие и питательную ценность обычных рационов, а также безопасность пищевых продуктов.
Устойчивое развитие и адаптация
Оценка подверженности страны воздействию изменения климата; его восприимчивость к рискам, связанным с природными ресурсами; и как страна адаптируется к этим рискам.
Доступность по цене
Измеряет способность потребителей приобретать продукты питания, их уязвимость к ценовым потрясениям и наличие программ и политики поддержки потребителей при возникновении потрясений.
Доступность
Измеряет сельскохозяйственное производство и возможности фермерских хозяйств, риск перебоев с поставками, национальный потенциал по распространению продовольствия и исследовательские усилия по увеличению сельскохозяйственного производства.
Качество и безопасность
Измеряет разнообразие и питательную ценность обычных рационов, а также безопасность пищевых продуктов.
Устойчивое развитие и адаптация
Оценка подверженности страны воздействию изменения климата; его восприимчивость к рискам, связанным с природными ресурсами; и как страна адаптируется к этим рискам.
Узнайте больше об индексеРуководство по навигации по веб-сайту GFSI
Узнайте больше о функциях этого веб-сайта
Просмотр PDF
Ключевые выводы
Тенденции в области продовольственной безопасности снижаются
11-е издание GFSI подчеркивает, что глобальная продовольственная среда ухудшается, что делает его уязвимым для потрясений. Мир добился больших успехов в области продовольственной безопасности с 2012 по 2015 год, при этом общие оценки GFSI подскочили на шесть процентов. Однако структурные проблемы в глобальной продовольственной системе впоследствии привели к замедлению роста, и за последние три года общая тенденция в области продовольственной безопасности изменилась на противоположную.
Доступность резко падает
В 2022 году GFSI столкнулся с падением двух своих самых сильных столпов — доступности, качества и безопасности продуктов питания — и увидел постоянную слабость в двух других своих столпах — доступности, устойчивости и адаптации. В частности, доступность, высший показатель, снизилась из-за резкого роста цен на продукты питания, сокращения свободы торговли и сокращения финансирования сетей продовольственной безопасности.
Разрыв в продовольственной безопасности увеличивается
Восемь из десяти лучших показателей в 2022 году прибыли из Европы с высоким уровнем дохода, во главе с Финляндией (83,7 балла), Ирландией (81,7 балла) и Норвегией (80,5 балла). Эти страны получили высокие оценки по всем четырем компонентам GFSI. Япония (79 баллов0,5) и Канада (79,1 балла) завершают оставшуюся часть первой десятки. Разница между лидером и страной, находящейся в нижней части рейтинга, продолжает увеличиваться с 2019 года, что отражает неравенство в глобальной продовольственной системе.