Хатха йога для дошкольников: Хатха-Йога для дошколят | Рабочая программа по физкультуре (подготовительная группа):

Проведение занятий в детском саду с элементами хатха-йоги – Детский сад и ребенок

Автор — Физинструктор высшей категории Ершова О. А., ДУЗ № 91, г. Севастополь.

Хатха-йога… Почему именно она? Очень просто, ведь как раз этот вид йоги уделяет основное внимание физическому совершенствованию и укреплению организма. Слово «хатха» состоит из двух частей. «Ха» обозначает солнце, «тха» — луна. Солнце символизирует тепло, активность и энергию, а луна — холод, пассивность и торможение.

Проведение занятия в детском саду с элементами хатха-йоги поможет вам и детям сбалансировать противоположные физиологические процессы возбуждения и торможения. Основными элементами хатха-йоги являются так называемые асаны (позы), а также пранаяма (дыхательные упражнения).

Проведение занятий в детском саду: осваиваем азы хатха-йоги

Итак, вот некоторые особенности выполнения йоговских упражнений.

  1. Упражнения включают в себя очень плавные, спокойные действия, сопровождающиеся расслаблением мышц и нервной системы. Помните: проведение занятий в детском саду с элементами хатха-йоги возможно лишь в том случае, если дети себя комфортно чувствуют. Боль и неприятные ощущения недопустимы на занятиях.
  2. Преобладающая часть поз статична (то есть выдерживается в течение определенного времени). Поэтому резкие, многократно повторяющиеся движения, используемые в традиционной гимнастике, отсутствуют.
  3. Выполнение упражнений не требует какого-то специального дорогостоящего оборудования и места занятий. Специалисты современной йоги считают, что хатха-йога доступна, как правило, людям любого возраста и вероисповедания.
  4.  Приступая к занятиям, непременно убедитесь, что дети в хорошем расположении духа и самочувствии. После болезни или при повышенной температуре проведение занятий в детском саду с элементами хатха-йоги для ребенка следует отложить. Если ребенок имеет хроническое заболевание, проконсультируйтесь с врачом.
  5. Проведение занятий в детском саду лучше планировать за 30-40 минут до еды или через 2-3 часа после.
  6. Одежда для занятий не должна сковывать движении, выбирайте такую, в которой ребенок будет чувствовать себя удобно и комфортно. А обувь вам вообще не понадобится: занимаясь босиком, малыш укрепит мышцы стопы.
  7. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. Упражнения лучше выполнять на полу. Древние йоги использовали травяную подстилку. За неимением в современных квартирах подобного инвентаря вполне можно заниматься на коврике или сложенном в несколько раз куске плотной ткани. Самое главное — выполнять упражнения регулярно.
  8. Учитывайте, пожалуйста, что в силу возрастных физиологических особенностей дыхания, дошкольник еще не умеет точно согласовывать его с характером движения, поэтому упражнения могут выполняться с произвольным дыханием.

Итак, начнем заниматься?

«Поза мостика»

Исходное положение: лежа на спине, ноги согнуть в коленях. Руки положите вдоль туловища, ладонями к полу. Медленно поднимайте таз вверх. Удерживайте позу в точке подъема до 10 секунд. Затем плавно опуститесь на спину. Расслабьтесь и немного отдохните.

Это упражнение способствует исправлению осанки, укрепляет мышцы живота.

«Поза кобры»

Исходное положение: лежа на животе, ноги вместе, носки вытянуты. Руки согнуты в локтях. Ладони упираются в пол. Плавно выпрямляем руки. Постепенно поднимаем голову, подбородок, плечи, грудь. Постарайтесь выдержать позу 7-10 секунд. Затем медленно опускаемся в исходное положение и расслабляемся.

Улучшается работа внутренних органов, и увеличивается гибкость.

«Поза стрекозы»

Исходное положение: лежа на животе, руки вытянуть вдоль тела, ладонями вниз. Неторопливо отведите руки назад — вверх. Ноги оторвите от пола, поднимая вверх. Задержите позу на 5-10 секунд. Дыхание произвольное, спокойное. Потом медленно опуститесь в исходное положение.

Укрепляются мышцы брюшного пресса.

«Поза лягушки»

Медленно приседайте. Колени разведите в стороны, не отрывая пятки от пола. Оставайтесь в такой позе 5-10 секунд. Дыхание произвольное. Вернитесь в исходное положение.

Упражнение укрепляет коленные суставы, а также улучшает работу пищеварительной системы.

«Поза цапли»

Встаньте прямо, ноги вместе, руки опустите вдоль туловища. Медленно наклоняйтесь вниз, не сгибая ноги в коленях. Постарайтесь голову прижать к коленям, обхватив ноги руками. Если наклон сразу не получается, то можно просто коснуться руками пола. Задержитесь в позе 5-7 секунд, а затем вернитесь в исходное положение. Дыхание произвольное.

Это упражнение хорошо укрепляет мышцы бедра, позвоночник и улучшает пищеварение.

«Поза калачика»

Исходное положение: лежа на боку, руки вытянуты вдоль туловища. Медленно сгибайте колени, прижимая их руками к груди. Дыхание произвольное. Задержитесь в позе 5-10 секунд. Затем вернитесь в исходное положение.

Это упражнение укрепляет пресс и позвоночник.

«Поза доброй кошки»

Стоя на четвереньках (упор на ладони и колени), одновременно поднимая голову и копчик, прогните спину. Останьтесь в таком положении 5-10 секунд. Дыхание спокойное, произвольное. Вернитесь в исходное положение.

Это упражнение хорошо укрепляет мышцы живота и позвоночник.

«Поза сердитой кошки»

Стоя на четвереньках (упор на ладони и колени), опустите голову, выгнув спину дугой вверх, как бы втягивая живот. Постарайтесь удержать позу 5-10 секунд. Дыхание произвольное. Вернитесь в исходное положение.

Это упражнение развивает гибкость.

Литература:

  • Липень А.А. «Детская оздоровительная йога». – СПб.6 Питер, 2009.
  • Волков О.А. «Веселая йога»: специально для детей. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Методическая разработка здоровьесберегающая технология – хатха — йога в работе с детьми дошкольного возраста.

Методическая разработка здоровьесберегающая технология – хатха — йога в работе с детьми дошкольного возраста.

Автор работы Воспитатель детей дошкольного возраста Минеева Алёна Андреевна ГБДОУ детский сад № 6 Калининского района Санкт-Петербурга

Введение:

Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненнонеобходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.

На сегодняшний день дети сталкиваются с такими проблемами, как гиперактивность, беспокойство, стрессы, нарушение питания, слаборазвитость мышц ног и рук, спины, что сказывается на осанке. Важно создать как можно раньше здоровые привычки для их развития.

 

Скачать конспект

В настоящее время профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей является одним из приоритетных направлений в оздоровлении детей, который включает все виды здоровьесберегающих технологий (дыхательной, корригирующей гимнастик, психогимнастики, точечного массажа, элементов релаксации) с включением здоровьесберегающей технологии – хатха-йога.

Здоровьесберегающая технология – хатха-йога доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в хатха-йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.

В ходе занятий хатха-йогой ребенок получает навыки управления своим телом и процессами, которые в нем происходят. Это позволяет ему вступить во взрослую жизнь готовым к любым ее проявлениям, научиться воспринимать ее полнее и ярче.

Для дошкольников занятия желательно строить на сказочном сюжете или на сюжете из жизни природного мира, которая наполнены гимнастикой, упражнениями для развития вестибулярного аппарата, танцами, дидактическими и подвижными играми, играми на развитие внимания, памяти, логики, воображения, пластикой, сказками, речевыми играми. Продолжительность занятия от 15-30 минут. Все упражнения нужно делать правильно и осторожно, без напряжения.

К занятиям хатха-йогой допускаются дошкольники 4-7 лет, без ограничений по группе здоровья, имеющие низкий уровень развития физических качеств; отклонения в эмоционально-волевой сфере; трудно адаптируемые.

Актуальность

Сохранение и укрепление здоровья детей в дошкольном возрасте – всегда было и остается ведущим направлением в работе дошкольных образовательных учреждениях.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

В последнее время наблюдается ухудшение здоровья и физического развития детей. По этому основной задачей в образовательной области «Физическое развитие», является поиск и внедрение высокоэффективных здоровьесберегающих технологий и средств в комплексе воздействия на укрепление здоровья, физическое развитие, мотивационно – эмоциональную сферу, которая оказывает благоприятное влияние на формирование у детей устойчивого интереса к двигательной активности.

Одна из таких здоровьесберегающих технологий – это хатха – йога.

В настоящее время профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей является одним из приоритетных направлений в оздоровлении детей, который включает все виды здоровьесберегающих технологий (дыхательной, корригирующей гимнастик, психогимнастики, точечного массажа, элементов релаксации) с включением гимнастики Хатха-йоги.

Йога — это полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела, и прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника.

Дети — это маленькие йоги, они естественны и открыты от природы, они чистые и гибкие, их сознание свободно от страха и социальных стереотипов. Если с раннего возраста удается включиться в программу здорового образа жизни, тогда с возрастом человек не утратит легкости и подвижности тела, радостного отношения к миру, сохранит свежесть и молодость тела, духа и души.

Детский вариант йоги разработан специально с учетом физических, психологических особенностей ребенка, для того, чтобы поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание с ранних лет.

Регулярные занятия йогой с инструктором и дома помогут ребенку стать уравновешенным и спокойным, научиться концентрироваться, укрепят здоровье и иммунитет, повысят сопротивляемость организма к различным заболеваниям, исправят осанку, помогут сформировать сильное и гибкое тело. Психологический эффект йоги — рост активности, прилив бодрости, устранение хандры и меланхолии, повышение настроения.

Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.

Хатха-йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастике. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.

Занятие хатха-йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний.

Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанку.

Большинство упражнений в хатха-йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение).

Хатха-йога проводится на основе взаимного доверия, понимания и интереса, с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей.

Цель:

Использование здоровьесберегающей технологии – хатха – йога для сохранения и укрепления здоровья детей.

Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста через гимнастику Хатха-Йога.

Задачи:

Оздоровительные:

Сохранение и укрепление здоровья детей.

Научить детей заботиться о своем здоровье с помощью специальных упражнений.

Развивающие:

Формировать правильную осанку.

Учить чувствовать свое тело, во время выполнения упражнений.

Развивать физические качества – координацию, равновесие, гибкость, ловкость, выносливость, силу, пластичность, развивать двигательную память.

Развивать внимание.

Образовательные:

Формировать двигательные навыки при выполнении техники основных асанов (специальные упражнения, позы), доступные детям дошкольного возраста.

Совершенствовать правильное дыхание, при выполнении упражнений.

Совершенствовать навык выполнения гимнастики для глаз.

Воспитательные:

Развивать морально-волевые качества, выдержку, настойчивость в достижении результатов, потребность в ежедневной двигательной активности.

Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками.

Воспитывать культуру здоровья, прививать принципы здорового образа жизни.

Планируемые результаты

Повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств у детей дошкольного возраста, имевших низкий уровень их развития.

Стабилизация эмоционального фона у детей.

Потребность в ведении здорового образа жизни у детей и родителей.

Формирование у родителей представлений о физических возможностях детей, возрастных требованиях и требованиях программы детского сада.

  • Требование к выполнению статических упражнений.

Прежде чем приступить к выполнению статических упражнений (поз), нужно обратить внимание на некоторые методические особенности их освоения.

Комплекс нужно составлять от простого к сложному. Позы разучивать постепенно (2 –3 недели). Те позы, которые вызывают затруднения, заменять облегчёнными вариантами. Например: сначала осваивается поза полулотоса, а затем переход к разучиванию самой позы лотоса.

Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют её мышцы, способствуют приобретению правильной осанки: это такие позы, как божественная, рыба, дерево и т.д.

Позы, в которых, используются повороты туловища, выполняются в обе стороны.

Позы, требующие наклона, выполняются на выдохе. Упражнения будут более эффективны, и выполняться с меньшими усилиями.

Дети дошкольного возраста выполняют упражнения с произвольным дыханием. Оно должно быть спокойным без задержки.

После выполнения поз с наклоном вперёд, необходимо выполнить позы с прогибом назад или принять горизонтальное положение на спине.

Весь процесс занятий требует умения расслабиться. Позы расслабления считаются в йоге одним из самых полезных. Хатха-йога гласит: «Освободи мускул, сила – в покое».

Одним из самых основных требований при выполнении поз является то, что их всегда следует выполнять очень медленно. Каждая поза выполняется до того предела, когда начинается лёгкая и приятная мышечная боль. Ощутив такую боль, скажите себе три раза: «Эта лёгкая приятная боль – моё здоровье». Установление такой положительной связи, один из «секретов» поз.

Очень важно правильно дышать во время выполнения поз: свободно, легко и глубоко, без напряжения. Продолжительность выполнения поз различна, она определяется возрастом, состоянием здоровья, самочувствия. Минимальная продолжительность 3 – 5 секунд. Время постепенно увеличивается, но каждая поза имеет свой предел длительности. Позы приносят больше пользы, если соблюдаются все рекомендации.

Содержание работы

Принципы построения программы:

системность – педагогическое воздействие выстроено в систему специальных занятий, упражнений и заданий;

преемственность – каждый следующий этап базируется на сформированных навыках и, в свою очередь, формирует “зону ближайшего развития”;

возрастное соответствие – предлагаемые игры и упражнения (позы) учитывают возрастные возможности детей данного возраста;

деятельностный принцип – задачи развития физических качеств достигаются через игровую деятельность;

здоровьесберегающий принцип – обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.

Структура занятия

I. Вводная часть (5-7 минут).

  1. Встреча: “Улыбнитесь! ”, “Настройтесь на занятие! ”
  2. Разминка:
  • Суставная гимнастика. Упражнения на проработку мелких групп мышц и суставов. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, то есть суставов и мышц ладони, стопы, шеи и головы. Упражнения начинаются в положении сидя, в дальнейшем выполняют стоя или во время ходьбы по кругу.
  • Вариации ходьбы и легкого бега по кругу либо подвижная игра.

II. Основная часть (15-20 минут).

  1. Дети переходят к выполнению комплекса поз – 6-10 основных поз (далее асан), обучаются новым упражнениям, закрепляют известные.
  2. Силовой блок. Дети выполняют упражнения на укрепление основных групп мышц, в том числе:
  • для мышц живота;
  • для мышц спины путем наклона вперед;
  • для укрепления мышц ног;
  • для развития стоп;
  • для развития плечевого пояса;
  • на равновесие.

3. Дыхательные упражнения.

4. Гимнастика для глаз.

5. Релаксационная гимнастика (спокойная музыка, сказки, рассказы).

6. Беседы из цикла “Тренируем тело, укрепляем дух”.

III. Заключительная часть (3-5 минут).

  1. Постепенный перевод организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности. Игры, направленные на активизацию действий детей, развитие их внимания.
  2. Подведение итогов (отмечаются маленькие победы детей).

Особенности выполнения статистических поз:

2-3 спокойных вдоха и выдоха для снятия напряжения перед принятием поз.

Мысленная настройка на выполнение поз (прорисовать в уме).

Вхождение в позу плавно, спокойно.

Фиксация позы (удержание, сначала 5 секунд, постепенно увеличивая на 1, 2 секунды, в среднем максимальное удержание позы 10-15 секунд).

Если дети ощутили лёгкую боль при выполнении упражнений нужно проговаривать про себя: «Эта лёгкая приятная боль – моё здоровье!»

Выход из позы плавный.

Отдых после выхода из позы, расслабление.

Самое главное, не форсировать и не переутомляться!

Те позы, которые особенно тяжело выполнять, можно заменить на облегчённый вариант.

Особое внимание нужно уделять упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют мышцы, способствуют приобретению правильной осанки.

Позы, в которых используются повороты туловища, нужно выполнять в обе стороны.

Позы, требующие наклонов, нужно выполнять на выдохе. Это помогает сделать наклон более эффективно и с меньшими усилиями. Конечно, этого трудно требовать у детей дошкольного возраста, но нужно следить, чтобы дыхание было спокойным, без напряжения и задержек.

Все наклонные позы нужно выполнять без резких движений и покачиваний.

При выполнении поз рекомендуется развивать у детей умение сосредотачиваться, контролировать нагрузку и свои ощущения, а также способность к самовнушению. Мысли должны быть направлены на положительный результат и веру в свои силы.

Дети не умеют концентрировать внимание, но этого можно добиться соответствующей тренировкой. Можно начинать её с упражнений созерцания. Кроме того, нужно уделить 2-3 минуты самонаблюдению детьми самих себя. Например, проследить, как вы дышите. Вдыхаете ли носом, длительнее ваш выдох, чем вдох и т.д. Все упражнения-сосредоточения нужно выполнять в расслабленном состоянии.

< Предыдущая   Следующая >

Класс интегральной йоги-хатхи для детей (возраст 4–12 лет)


Стандартный класс интегральной йоги:

Позы в этом разделе составляют основу практики интегральной йоги-хатхи. Их рекомендуют для ежедневной практики, так как они обеспечивают максимальную пользу для здоровья при минимальном количестве поз.
Наличие базовой последовательности, которой нужно следовать, дает прочную основу для практики хатха-йоги. Дети хорошо усвоят эти позы. Позы будут как у старых друзей. Студенты смогут наблюдать за своим прогрессом в основных позах по мере их роста. Известная последовательность — это то, к чему всегда можно вернуться, например, к любимой книге или рассказу. К этой последовательности можно добавить все остальные позы.

Детей можно научить добавлять позы для развития и поддержания сбалансированной практики. Их следует постепенно обучать преимуществам каждой позы, чтобы по мере их роста они понимали, когда и как использовать каждую позу в личной жизни. Развитие личной, регулярной ежедневной практики хатха-йоги — один из величайших даров в жизни.

«Профилактика лучше, чем лечение», — говорит Свами Сатчидананда. Регулярная практика йоги, начатая в молодом возрасте, будет иметь большое значение для поддержания здоровья тела и душевного спокойствия. Есть тамильская поговорка: «То, чему научились в колыбели, уходит в могилу». Никогда не рано начать заниматься йогой.

Основные рекомендации по адаптации интегральной йоги-хатхи 1-й класс для детей

При обучении детей выполнению хатха-поз очень важны мягкость и забота. Детский организм все еще растет. Необходимы дополнительные меры предосторожности, чтобы не было напряжения. Некоторые позы из класса для взрослых опущены или изменены, потому что позвоночник все еще развивается. если они шатаются в позе, им лучше выйти, отдохнуть и перейти к другой. Если асану нельзя удерживать так долго, как обычно, они могут повторить ее несколько раз и постепенно наращивать силу и устойчивость в позе.

Следующие рекомендации основаны на формате стандартного класса Интегральной Йоги Хатха I. Они предназначены для детей до двенадцати лет. После 12 лет или начала полового созревания дети обычно могут заниматься в обычном классе Хатха I. В дополнение к этим рекомендациям, если вы наблюдаете за тем, как ваши дети чувствуют себя в позах, и вносите необходимые изменения, вы сможете разработать очень полезный и приятный распорядок дня. Основное руководство в обучении детей хатха-йоге — это именно то, что Шри Патанджали дает в «Йога-сутрах». «Поза означает ту, которая дает устойчивость и комфорт. Поэтому асаны йоги следует практиковать с максимальной легкостью и комфортом». (Свами Сатчидананда, Интегральная йога-хатха)
Вдохновляя, своим собственным примером и направляя своих детей к выполнению этих практик, вы преподнесете им очень великий дар — прочную основу для их будущего здоровья и счастья. Дополнительную информацию о хатха-йоге для детей можно найти в книге «Хатха-йога: для детей, от детей» издательства Integral Yoga Publications.

1.    Повторение или пение: дети от природы любят петь и повторять. Варьируйте практику в зависимости от обстановки вашего класса и возраста учеников.

2.    Движения глаз: В большой группе (более 5-6 детей) не рекомендуется обучать движениям глаз, так как они более тонкие и затрагивают очень тонкие мышцы. Дети могут не иметь достаточного контроля над глазными мышцами и могут напрягать глаза. Они могут отвлекаться и становиться беспокойными. В условиях один на один или в небольших группах движениям глаз можно обучать очень осторожно, как указано в руководстве для учителей.

3.    Приветствие Солнцу можно изменить следующим образом в зависимости от способностей группы:
•    Позиции 2 и 11: Не прогибаться назад; просто потянитесь прямо вверх
•    Позиции 5 и 8: можно опуститься на четвереньки вместо положения перевернутой буквы V (поза собаки мордой вниз)
•    Позиция 6: Дополнительное изменение: лягте на пол, не поднимайте ягодицы

4. Поза кобры такая же.

5.    Полусаранча и поза саранчи одинаковы.

6.    Позу лука можно выполнять, но на более короткое время. Они могут мягко покачиваться в позе для массажа органов брюшной полости.

7.    Позы наклона вперед (голова к коленям и полный наклон вперед) одинаковы.

8.    Стойку на плечах можно выполнять, но на более короткое время. У детей хуже концентрация и координация, и они могут напрячься, если будут слишком долго удерживать позу. Они должны выходить из позы максимально плавно. Старайтесь не выпадать из позы.

9.    Поза рыбы такая же.

10.    Полускручивание позвоночника можно выполнять осторожно или заменить скручиванием в простой сидячей позе.

11.    Дополнительные позы. Существует множество дополнительных поз, которые можно выполнять в зависимости от гибкости учащихся.

12.    Балансирующие позы должны быть включены в каждое занятие. Они очень полезные и веселые. Студенты должны попытаться сделать их, не прыгая вокруг. Сосредоточение взгляда на фиксированной точке поможет им сконцентрироваться и найти равновесие.
13.    Позы стоя, такие как Треугольник и Воин, также очень полезны и могут быть включены во все классы. Вы можете обратиться к «Интегральной йоге-хатхе», разделу «Необязательные позы» учебного пособия для учителей или к другим книгам по хатха-йоге, чтобы получить дополнительные идеи и инструкции по дополнительным позам.

14.    Следует избегать более сложных практик, таких как поза павлина, стойка на голове и подъем живота.

15. Йога-мудра — то же самое. (некоторые дети могут легко сделать это в позе лотоса)

16.    Йога-нидра: Всегда включайте глубокую релаксацию. Дети всех возрастов научатся получать от этого удовольствие. Вы можете пройти все этапы за более короткое время, 5-10 минут: физически напрячься и расслабиться, мысленно просканировать тело, привести осознанность к дыханию, понаблюдать за мыслями ума, понаблюдать за внутренним миром. Пусть дети испытают Тишину. Не обязательно каждое мгновение заполнять разговорами. После пробуждения от глубокой релаксации самое время рассказать или прочитать йоговскую историю (обратитесь к «Поучительным сказкам» или другим рассказам с моралью).

17.    Пранаяма: можно выполнять более мягкие дыхательные техники. Сначала следует научиться глубокому дыханию. Этому можно научиться как сидя, так и лежа на спине. Капалабхати можно выполнять мягко, всего с несколькими выдохами. Нади Шуддхи, альтернативное дыхание через ноздри, можно обучить, если есть интерес и сосредоточенность. Если есть трудности с формированием Вишну-мудры, они могут использовать большой и указательный пальцы или что-то еще, что легко. Ни в какой пранаяме для детей не должно быть никаких задержек.

18.    Брахмари: Дети также могут делать гудящее дыхание, которое им очень понравится. Вы также можете включить мудру.

19.    Ситали и Ситкари: Охлаждающие вдохи можно практиковать без задержки.

20.    Медитация: ненадолго помедитируйте в тишине. Вы можете наблюдать за детьми, чтобы увидеть, как долго им комфортно. Детей можно научить простым техникам медитации, таким как повторение мантр или следование дыханию.

21.    Завершение сеанса песнопениями или песнями мира.

Йога для детей — отличный способ заставить ребенка двигаться

Йога учит детей всех возрастов методам релаксации, здоровья и внутренней реализации. Это также поощряет самооценку и осознание тела, чтобы улучшить общее самочувствие ребенка. Это становится все более распространенным в школах в различных частях мира. Многие родители используют его, чтобы помочь своим младшим школьникам во многих областях.

 

Чем может помочь йога для детей

Преимущества йоги для детей

У занятий йогой для детей много преимуществ, что делает ее идеальным занятием. Асаны могут помочь с гибкостью, улучшить баланс и координацию, а также развить внимание и концентрацию. Кроме того, он повышает самооценку и уверенность в себе, а также укрепляет связь разума с телом.

  1. Повышает гибкость: йога учит детей тренироваться и задействовать все мышцы по-новому, включая легкие растяжки. Все позы йоги воздействуют на разные группы мышц, что помогает детям лучше осознавать свое тело.

  2. Улучшает баланс и координацию: многие позы йоги основаны на балансе и координации, которые улучшают ясность ума и физическую стабильность. Даже если ребенок изо всех сил пытается освоиться в новой позе, он может найти психологическое и физическое равновесие.

  3. Помогает развить внимание и концентрацию: сосредоточение внимания на балансировании и освоении определенных поз йоги может помочь детям научиться внимательности и побудить их очистить свой разум. Доказано, что это приносит пользу их сосредоточенности в школе и помогает им быть более внимательными в классе, тем самым улучшая свои оценки.

  4. Повышает самооценку и уверенность: йога вселяет в детей уверенность, обучая их настойчивости, терпению и достижению своих целей. Когда ребенок осваивает новую позу, он испытывает удовлетворение и удовлетворение. Это влияет на школу, отношения и внеклассные мероприятия, поскольку они становятся все более осознанными. Йога также дает детям инструменты, чтобы быть более сострадательными и щедрыми.

  5. Укрепляет связь между разумом и телом: дети могут достичь более сильной связи между разумом и телом, тренируя физическое тело и успокаивая умственный дух. Дети, практикующие йогу, более внимательны, сострадательны, счастливы, смелы и миролюбивы. Это связано с тем, что йога снимает чувство давления и стресса, воспитывая детей, чтобы они были более устойчивыми и находчивыми в отношении ума, тела и духа.

 

Общие риски

Занятия йогой для детей сопряжены с физическими рисками, поскольку их тела все еще развиваются. Поэтому очень важно избегать травм, в том числе падений и растяжений мышц. Они должны начинать медленно с самых основных поз и последовательностей, чтобы не превзойти их гибкость и силу. Однако даже позы, которые освоили дети, все равно могут быть опасны, так как многие из них создают нагрузку на шею и позвоночник. Дети не должны перенапрягаться, чтобы не повредить свою незрелую мускулатуру. Учителя, родители и детские практики не должны заставлять их выходить за пределы их возможностей и следить за тем, чтобы они чувствовали себя комфортно на всех этапах йоги. Физических рисков обычно можно избежать, если подходить к практике йоги осознанно, а не соревновательно.

Некоторые родители не решаются записать своих детей на занятия йогой. Многие считают, что практика йоги может иметь религиозные ассоциации, включая молитву, и что йога является разновидностью индуизма. Это связано с духовными словами, включая ом и намасте. Более того, некоторые считают, что определенные позы являются формой индуистского поклонения. Большинство учителей йоги избегают санскритских названий, используя более общие слова, включая «кошка», «мост», «стол», «дерево» и т. д.

 

Позы йоги для детей

вам несколько простых практик, которые помогут (1) улучшить ваше дыхание, (2) сохранить равновесие и (3) снизить стресс посредством расслабления:

Поза ребенка (Баласана): Поза ребенка — очень подходящая восстановительная поза йоги для детей. Для начала встаньте на колени и соедините большие пальцы ног. Сядьте на пятки и разведите колени так, чтобы они были на ширине бедер. Медленно опустите голову и положите ее на пол перед собой. Наконец, вытяните и вытяните руки вперед и сделайте глубокий вдох. Это помогает детям уменьшить подавляющую внешнюю сенсорику и сосредоточиться на себе.

  • Преимущества

    : поза ребенка может помочь детям справиться с большими и непреодолимыми чувствами, переводя их в спокойное состояние, снимая эмоциональное напряжение в теле. Это также может помочь детям заснуть перед сном. Кроме того, он вытягивает ноги и уменьшает напряжение в шее и спине.

  • Риски: Баласана не должна выполняться, если у ребенка диарея или травма колена, так как это может ухудшить состояние.

Поза Дерева (Врикшасана): В этой позе баланса стоя вы упираетесь одной ступней во внутреннюю часть бедра противоположной ноги. Начните в положении стоя. Перенесите вес на одну ногу. Поднимите другую ногу и поставьте ее на внутреннюю поверхность бедра стоящей ноги. Чтобы усложнить упражнение, поднимите руки над головой и попытайтесь соединить ладони. Попробуйте задержаться на пять длинных вдохов. Затем поменяйте стороны.

Воин 3 (вирабхадрасана): Это еще одна поза баланса стоя, которую можно использовать для укрепления задней части позвоночника и ног. В положении стоя перенесите вес на одну ногу. Согните бедра вперед и поднимите другую прямую ногу назад за собой. Держите оба колена прямыми и вытяните руки назад. Попробуйте задержать дыхание на пять длинных вдохов и не забудьте сделать это с другой стороны.

Наклон вперед из положения стоя (Уттанасана): Эту позу можно рассматривать как касание пальцев ног. Из положения стоя наклонитесь вперед, держа колени прямыми. Можно положить руки на ноги или на пол. Попробуйте поднять седалищные кости, чтобы углубить наклон вперед.

Поза лука (Дханурасана). Это забавная и интерактивная поза, которую многие дети с удовольствием пробуют. Начните эту позу, лежа на животе. Согните колени и возьмитесь за лодыжки. Отсюда поднимите тело и держите взгляд прямо перед собой. Эту позу следует удерживать в течение четырех или пяти циклов дыхания.

  • Преимущества: Поза лука растягивает и укрепляет спину, плечи, грудь и ноги. Он добавляет гибкости и функциональности сгибателям бедра и регулирует пищеварительную систему.

  • Риски: Поза лука включает в себя большое растяжение, и дети не должны заходить слишком далеко. Вы можете помочь ребенку схватиться за лодыжки и поднять их, чтобы убедиться, что они не слишком напрягаются, и выполнять позу с осторожностью и безопасностью.

Дыхание животом (адхам пранаяма). Дыхание животом, также известное как диафрагмальное дыхание, — отличный способ для детей практиковать осознанность. Они могут дышать, ложась на спину и кладя руки или маленькую мягкую игрушку на живот. Отсюда они могут наблюдать, как игрушка поднимается и падает, когда они делают глубокие и контролируемые вдохи через нос.

  • Преимущества:  Дыхание животом помогает детям осознать свое дыхание и узнать, как оно управляет их телом. Эти глубокие и контролируемые вдохи могут снизить частоту сердечных сокращений ребенка, успокоив нервную систему. Это учит детей навыкам расслабления и самоконтроля.

  • Риски : Дети с астмой или другими респираторными заболеваниями должны соблюдать осторожность при дыхании животом. Это может вызвать затрудненное дыхание и повышенную утомляемость. Подросткам нужно будет практиковать это постепенно, чтобы увидеть преимущества.

 

Часто задаваемые вопросы

 

Подходит ли йога для детей?

Йога очень полезна для детей. Поскольку они все еще находятся на стадии развития, они, как правило, быстро учатся, и включение практики йоги в их повседневную жизнь может помочь им вести здоровый образ жизни. В эпоху цифровых технологий молодые люди часто испытывают чрезмерную стимуляцию, что отрицательно сказывается на продолжительности их внимания и уровне концентрации. Кроме того, нездоровые привычки питания становятся все более распространенными среди детей, что приводит к увеличению детского ожирения. Йога для детей — одно из лучших занятий для борьбы со многими проблемами и проблемами со здоровьем, с которыми сталкиваются дети в современном обществе. Йога — это не просто занятие, это образ жизни, а преимущества упражнений, медитации и правильного питания могут помочь ребенку в здоровом развитии. Примечательно, что подростки с особыми потребностями, в том числе с аутизмом и СДВГ, могут получить много пользы от йоги, поскольку она снижает стресс и помогает им сосредоточиться и участвовать в жизни общества в своих классах.

 

Какая йога лучше всего подходит для детей?

Не существует единственной йоги, которая лучше всего подходит для детей. Она сильно варьируется в зависимости от того, что вы хотите получить от своего ребенка. Будет полезно, если вы изучите возраст, физическую форму и опыт вашего ребенка, чтобы выбрать наиболее подходящую и увлекательную йогу. Некоторые формы, которые могут подходить для ребенка в возрасте до двенадцати лет, включают, помимо прочего:

  • Хатха-йога: Хатха-йога часто состоит из асан стоя и сидя, которые сосредоточены на растяжении и дыхании. Считается, что это лучшая йога для начинающих из-за ее медленного темпа, и ею могут заниматься дети старше четырех лет.

  • Иша-йога для детей: Иша-йога знакомит детей с йогой в ее простейшей форме. Он использует веселье, любовь и радость, чтобы поддержать развитие детей и помочь им достичь здоровья, мира и счастья. Он празднует природные дары в каждом ребенке и может быть начат в четыре или старше.

  • Инь-йога: Инь-йога фокусируется на медленных движениях, которые растягивают глубокие соединительные ткани и повышают гибкость. Это достаточно просто для большинства детей старше четырех лет.

  • Нада-йога. Нада-йога, также известная как «йога звуков», — это один из лучших способов, с помощью которых маленькие дети могут начать заниматься йогой, сосредоточившись на медитации и релаксации. Он поддерживает развитие ума и тела и повышает уверенность и чувство собственного достоинства. Нада-йогу можно начинать в раннем возрасте.

  • Восстановительная йога: Восстановительная йога — это медленная, медитативная форма йоги, в которой используются опоры для поддержки тела во время удерживания поз в течение длительного времени. Это лучшая форма йоги для родителей, которые хотят, чтобы их дети получили доступ к чувствам расслабления и удовлетворения. Рекомендуется для детей с некоторым предыдущим опытом йоги, возможно старше восьми лет.

  • Виньяса-йога: Виньяса-йога включает в себя сочетание дыхания с серией движений, которые плавно перетекают друг в друга, создавая быструю и плавную рутину. Это часто делается под музыку с ритмами, соответствующими последовательности, что делает участие в ней очень энергичным и веселым. Виньяса-йога различается по сложности и рекомендуется для детей старше двенадцати лет, имеющих предыдущий опыт йоги.

 

В каком возрасте детям следует начинать заниматься йогой?

На этот вопрос нет однозначного ответа, так как все дети разные. Тем не менее, многие эксперты считают, что дети в возрасте 3 или 4 лет могут извлечь пользу из йоги, если практика адаптирована к их индивидуальным потребностям и способностям.

Если вы думаете о том, чтобы познакомить вашего ребенка с йогой, важно проконсультироваться с квалифицированным инструктором, имеющим опыт обучения детей. Они смогут адаптировать практику к индивидуальным потребностям вашего ребенка и помочь ему получить максимальную отдачу от своего опыта йоги.

В Индии йогу для детей преподают в возрасте восьми лет, потому что это означает конец детства. Хотя то, что классифицирует конец детства, различается в разных культурах, восемь признается физическим и психологическим развитием, когда дети начинают переход во взрослую жизнь. Вот некоторые из доказательств, подтверждающих начало занятий йогой в возрасте восьми лет:

  1. Количество воздушных мешков в легких стабилизируется к восьми годам.

  2. К тому времени здоровье иммунной системы установится.

  3. Те, кто начинает заниматься йогой в восемь лет, задерживают половое созревание, дольше сохраняя ребенка.

  4. В этом возрасте начинается духовное развитие.

Хотя это традиционно делается в Индии, это не означает, что вам следует подождать, прежде чем учить или записывать своего ребенка на занятия йогой. Есть разные причины, по которым люди занимаются йогой, и человеку даже в возрасте трех лет полезно практиковать осознанность.

 

Как мне начать заниматься йогой с моим ребенком?

Все родители хотят сделать все возможное, чтобы их дети были счастливыми и здоровыми. Йога помогает им в развитии набора навыков, которые помогают формировать их характер и способность принимать правильные решения. Как родитель, вы не хотите принуждать своего ребенка к чему-либо, но вы хотите направлять его к действиям и практикам, которые поддерживают его рост и развитие. Есть несколько способов заинтересовать детей. Во-первых, вы можете записать своего ребенка на еженедельные занятия детской йогой. Если это не подходит для графика вашей семьи, вы можете привнести йогу в свою домашнюю жизнь.

Превратите свою гостиную в место для обучения йоге и пригласите своего ребенка заниматься йогой всей семьей. Это позволит сплотить семью, поддерживая здоровье, счастье и духовное развитие. Обучая детей йоге, используйте простой язык, понятный им. Это поможет им относиться к своему жизненному опыту и развить связь с йогой. Обязательно сделайте его веселым и интерактивным, чтобы ваши дети были заняты. Кроме того, попробуйте использовать стимулы, такие как видео или игровое время, чтобы поддерживать их интерес и участие. Научите своих детей дыхательным упражнениям и техникам, связанным с йогой, которые они могут носить с собой в повседневной жизни, чтобы научиться справляться со стрессом. Если у вас есть дети старшего возраста, которые переходят в подростковый возраст, вы также можете попробовать бесплатные уроки на YouTube. Чтобы избежать перерывов в рекламе, вы можете приобрести видео о йоге на другом веб-сайте. Тем не менее, дети младшего возраста и малыши, скорее всего, заинтересуются интерактивными уроками. Семейный рост вместе с ребенком может помочь поддержать его достижения и вдохновить на участие.

 

ANAHANA YOGA RESOURCES

 

YOGA WIKIS

Yoga Wiki

Yoga Poses

Ashtanga Yoga

Bikram Yoga

Chair Yoga

Gentle Yoga

Hot Yoga

Hatha Yoga

Kundalini Yoga

Нервная нить

Пранаяма-йога

Восстановительная йога

Виньяса-йога

Инь-йога

Позы инь-йоги

Йога для бегунов

Йога для начинающих

Йога для детей

Йога-нидра

 

БЛОГИ О ЙОГЕ

Как чистить коврик для йоги

Что такое козья йога?

Пробуждение Кундалини

Онлайн-занятия йогой

Частные уроки йоги

Йога для мужчин

Музыка для йоги

 

Ссылки

15.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>