Глобальные проблемы человечества обществознание определение: Глобальные проблемы человечества — что это? Определение и примеры

Содержание

Глобальные проблемы — Обществознание — Презентации

Курс «Биология»

Курс «Обществознание»

Методическая разработка урока по теме:

«Глобальные проблемы современности»

Преподаватели:

Егорова С.А. – учитель истории и

обществознания

Соболева Т.Г. – учитель биологии

г. Тверь

МОУ СОШ № 20

Цель урока.

Охарактеризовать сущность понятия «глобальные проблемы современности», проанализировать причины возникновения проблем и раскрыть основные пути их решения.

Задачи урока:

Образовательные задачи:

  1. Раскрыть основные подходы к понятию «глобальные проблемы современности» и сформулировать их характерные особенности.

  2. Охарактеризовать причины возникновения глобальных проблем.

  3. Дать представление о возможных направлениях их решения.

Развивающие задачи:

  1. Развить логическое мышление на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей и сравнительного анализа.

  2. Развить критическое мышление через осмысление новой информации и последующую рефлексию.

  3. Развить навыки межличностного общения в процессе групповой работы.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитать дух толерантности на основе благожелательного отношения к мнению других людей, умения внимательно слушать и слышать.

  2. Воспитать экологическую нравственность и ответственное отношение к собственному здоровью за счет формирования экологического и нравственного мировоззрения.

Тип урока: Межпредметный проект «обществознание – биология»

Предполагаемые результаты:

  1. Учащиеся могут охарактеризовать понятие «глобальные проблемы современности» и определить основные группы проблем.

  2. Учащиеся могут сформулировать основные причины возникновения глобальных проблем.

  3. Учащиеся могут определить пути разрешения глобальных проблем.

Основные понятия урока.

Глобализация, глобальные проблемы современности, угроза, вызов, терроризм, экология, экологический кризис, экологическая ответственность, экологическое право, ноосфера.

Оборудование урока.

  1. Учебники и учебные пособия.

    1. Обществознание: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008. – 349 с.

    2. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. / Под ред. Л.В. Полякова. – М.: Просвещение, 2008 г. – 288 с.

    3. Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для общеобразовательных учреждений: профильный уровень. / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008. – 160 с.

    4. Общая биология. 10-11 класс. / Под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 240 с.

  2. Программы общеобразовательных учреждений.

    1. Программы общеобразовательных учреждений. История. обществознание: 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2006. – 88 с.

    2. Программы общеобразовательных учреждений. Общая биология: 10-11 классы. – М: Просвещение, 2006. – 88 с.

  3. Методические пособия.

    1. Методическое пособие к учебнику под ред. Н.М. Черновой «Основ экологии». 100-11классы. – М.: Дрофа, 2001. – 189 с.

    2. Кузнецов В.Н. Библиотека учителя. Экология: справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. – М.: Дрофа, 2002. – 127 с.

    3. Будущее человечества: глобальные проблемы современности и сценарии будущего: методические указания для студентов всех специальностей / сост. О. В. Беззубова; СПбГАСУ. – СПб., 2010. – 36 с.

  4. Презентация «Глобальные проблемы современности».

  5. Видеоролики «11 сентября 2001 года», «Парниковый эффект».

  6. Интерактивная доска.

Оформление доски

Тема урока «Глобальные проблемы современности»

План.

  1. Понятие «глобальные проблемы современности»

  2. Причины возникновения глобальных проблем

  3. Общие черты глобальных проблем

  4. Приоритетные глобальные проблемы

  5. Основные направления разрешения глобальных проблем

Домашнее задание:

  1. § 18, вопрос № 3; § 20, вопрос № 1 к учебнику — Общая биология. 10-11 класс. / Под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 240 с.

  2. § 18, вопрос № 8, 9; к учебнику — Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. / Под ред. Л.В. Полякова. – М.: Просвещение, 2008 г. – 288 с.

  3. § 39, вопрос № 1, 2 к учебнику — Обществознание: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008. – 349 с.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

  1. Организационный момент

Цель: приветствие учащегося, создание в классе обстановки, соответствующей содержанию и восприятию темы.

  1. Вводное слово учителя истории Егоровой С. А.

Уже в середине XIX века стало очевидно, что в развитии общества возникли проблемы, которые, если не будут решены при участии всех стран, грозят гибелью цивилизации на Земле.

Тема нашего урока – «Глобальные проблемы современности». (цель, задачи и предполагаемые результаты урока появляются на интерактивной доске)

Учитель обращает внимание на основные пункты плана, проговаривает цель, задачи урока. Учитель формулирует задание, с которым учащиеся будут работать в течение урока.

Задание: Раскрыть основные пункты плана, сформулировать подпункты плана.

На интерактивной доске появляется форма плана-задания и основные понятия урока.

План-задание:

  1. Понятие «глобальные проблемы современности» и их основные виды:

1.1.

1.2.

1. 3.

2. Причины возникновения глобальных проблем:

2.1.

2.2.

2.3.

3. Характерные особенности глобальных проблем

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

4. Приоритетные глобальные проблемы

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

4.6.

4.7.

4.8.

4.9.

5. Основные направления разрешения глобальных проблем

5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

5.5.

5.6.

3. Объяснение нового материала

Учитель обращает внимание на основные понятия, характеризующие современный мир – «глобализация», «глобальный мир».

Глобализация – процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности

Глобальные проблемы современности – (от лат. земной шар) совокупность проблем человечества, от решения которых зависит существование цивилизации.

Учитель формулирует задание

Задание: Назовите синонимы слова «глобальный».

Учитель корректирует, обобщает.

Учитель продолжает объяснение темы.

За последние 200 лет наука и технология прошли больший путь, чем за предшествующие 2 тысячелетия. В результате произошло усложнение жизни человеческого общества, возникли проблемы, которые являются угрозой и вызовом всему человечеству.

Учитель объясняет понятие «угроза», «вызов». Учитель обращает внимание на интерактивную доску, где показаны определения.

Угроза — это опасность, которая при определенных условиях может реализоваться и нанести стране существенный ущерб, вплоть до катастрофического.

Учитель дополняет: в случае своевременного принятия нейтрализующих ее операций угроза может быть существенно ослаблена или полностью устранена.

Вызов – это критическая проблемная ситуация, в которую попадает страна или цивилизация. Ее будущее и существование зависит от того, как она ответит на этот вызов.

Учитель проверяет, насколько усвоены эти понятия учащимися, просит сформулировать определения, дополняет и корректирует ответы учащихся.

Учитель продолжает объяснение нового материала.

Понятие «вызов» впервые ввел в научный оборот знаменитый английский теоретик XX века Арнольд Тойнби. Исследуя историю человеческих цивилизаций, он пришел к выводу, что выживание или гибель каждой из них становится результатом того, как цивилизация отреагировала на новую для себя проблемную ситуацию. Такая проблемная ситуация может быть связана с чем угодно: с резким ухудшением состояния окружающей среды, с исчерпанием природных ресурсов, с рождением новой религии. Важна не суть вызова, а то, как цивилизация отвечает на него. Это, в свою очередь, является решительным стимулом для качественного развития и скачка или, напротив, падения и краха цивилизации.

Учитель обращает внимание учащихся на причины возникновения глобальных проблем и задает вопросы для более глубокого понимания изложенного материала.

Вопросы:

  1. Приведите примеры превращения локальных проблем в общемировые.

  2. Приведите примеры активно-преобразующей деятельности человека

  3. Как вы понимаете выражение «экологическое сознание»?

Учитель корректирует ответы учащихся и формулирует основные причины возникновения глобальных проблем.

К основным причинам появления глобальных проблем мы может отнести:

  1. Усиление активно-преобразующей деятельности человека

  2. Рост экономических, политических, культурных связей в мире – глобализационный процесс

  3. Низкий уровень человеческого сознания

Учитель продолжает объяснение нового материала и обращает внимание учащихся на слайд презентации, где изложены основные виды глобальных проблем и их характерные особенности.

Выделяют 3 класса глобальных проблем: интерсоциальные проблемы, проблемы, возникающие в результате взаимоотношения общества и природы, проблемы, возникающие в системе отношений человека и общества.

Характерными особенностями всех глобальных проблем являются следующие черты (учитель обращает внимание учащихся на интерактивную доску, где представлены особенности глобальных проблем).

Учитель называет приоритетные глобальные проблемы и формулирует задание.

Задание. Какие еще глобальные проблемы современности вы можете назвать?

Учитель корректирует ответы учащихся.

Остановимся более подробно на 2 глобальных проблемах.

К рассмотрению экологической проблемы приступает учитель биологии Соболева Т.Г.

Учитель обращает внимание учащихся на ряд высказываний, зафиксированных на слайдах презентации (интерактивная доска).

«Чтобы повелевать природой, необходимо повиноваться ей» (Ф.Бэкон)

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» (И.С. Тургенев)

«В природе нет ни воздаяний, ни наказаний, а только последствия» (Р. Ингерсолл)

Учитель формулирует задание.

Задание:

  1. Какие мысли о взаимодействии человека с природой отражены в высказываниях?

  2. Какие последствия человеческой деятельности отражаются сегодня на природе?

Учитель корректирует ответы учащихся, обобщает.

Экологический кризис – результат возросшей деятельности человека, направленной на преобразование природы.

Современный экологический кризис не имеет аналогов в истории. Во-первых, потому, что он имеет техногенный характер; во-вторых, потому, что под угрозой гибели может оказаться вся биосфера.

В ХХ в. обострилась проблема антропогенных изменений на планете. За последние 100 лет численность населения земли увеличилась в 4 раза, совокупный продукт, вырабатываемый человечеством, вырос в 17,6 раз, суммарное потребление минерального сырья – в 29 раз, потребление энергоресурсов – в 10 раз. С начала 40-х гг. возникает проблема радиоактивного загрязнения, связанная с разработкой и испытанием ядерного оружия, строительством атомных электростанций. Таким образом, сегодня почти все сферы человеческой деятельности носят природоопасный характер

Экологический кризис имеет несколько аспектов. Один из них – парниковый эффект.

Учитель формулирует задание и акцентирует внимание учащихся на видеоролике, представленном на слайде презентации – «Парниковый эффект».

Задание:

  1. В чем заключается проблема парникового эффекта?

  2. Каковы пути решения данной проблемы.

Учитель корректирует и обобщает ответы учащихся.

По данным экспертов ООН, выбросы парниковых газов в атмосферу с 70-х гг. ХХ века увеличились на 70 %, а если темпы роста не снизятся, то к 2030 г. они вырастут еще на 25 % по сравнению с уровнем 2000 г. Чтобы избежать наихудших последствий изменения климата, общемировой объем выбросов к 2020 г. должен быть сокращен на 20–40 % от уровня 1990 г.

А теперь обратим внимание на 2 группы словосочетаний (интерактивная доска).

1 группа: экологическое мышление, экологическое сознание, экологическая нравственность

2 группа: экологическое право, экологическая политика, экологическая ответственность.

Учитель формулирует задание.

Задание: Как вы понимаете эти словосочетания?

Учитель корректирует, обобщает ответы учащихся и формулирует вывод: таким образом, решение экологической проблемы зависит от человека и от государства.

Известный ученый-энциклопедист В.И.Вернадский (1863-1945 гг.) впервые высказал идею о том, что развитие живого вещества в пределах биосферы Земли приводит к изменению качественного состояния самой биосферы к переходу ее в ноосферу. Под ноосферой понимают сферу взаимодействия природы и общества, в котором разумная деятельность людей становится главной определяющим фактором развития. Название «ноосфера» происходит от греч. «ноос» — разум и обозначает таким образом сферу разума. В 1927 г. Вернадский впервые обосновал единство человека и биосферы и подчеркнул, что учение о биосфере требует усвоения экологической морали, формирования экологического сознания.

И на вопрос «Ждет ли нас глобальная экологическая катастрофа?» можно ответить словами В.И. Вернадского. Учитель обращает внимание учащихся на интерактивную доску, где представлено высказывание Вернадского.

Учитель истории Егорова С.А. акцентирует внимание учащихся на следующий видеоролик. («11 сентября 2001 года») После просмотра учитель формулирует задание.

Задание: Охарактеризуйте проблему, которая затронута в видеоролике.

Учитель корректирует и обобщает ответы учащихся.

В данном ролике затронута проблема международного терроризма.

Задание: Сформулируйте определение «терроризма»

Терроризм в широком смысле слова это социальное явление, основанное на использовании насилия в виде террористического акта для нарастания атмосферы страха и безысходности в обществе, во имя достижения целей субъектов террористической деятельности.

События 11 сентября 2001 г. заставили говорить о транснациональном терроризме, о новой роли транснациональных террористических организаций в системе международных отношений, произвели переворот в умах политиков и экспертов, общественном сознании мира в целом. Современный терроризм влечет за собой значительные политические, экономические и моральные потери, оказывает сильное психологическое воздействие на общество, уносит все больше жизней ни в чем не повинных людей.

К особенностям современного терроризма относят:

  1. Использование террористических методов исключительно для достижения определенной политической цели (целей)

  2. Рассмотрение гражданского населения или символов государственности как объектов воздействия

  3. Адресация террористических акций в конечном счете властям той или иной страны или стране в целом

Сейчас в распоряжении мощных террористических группировок имеются достаточные финансовые средства. Согласно опубликованным оценкам, совокупный бюджет в сфере террористической активности колеблется ежегодно от 5 до 20 млрд. долларов.

Противодействие современному терроризму возможно только на основе более тесной, чем ныне, координации действий правительств, органов внутренних дел и служб безопасности различных стран мира. Одним из наиболее эффективных методов борьбы с терроризмом является лишение его финансовой базы.

Кроме того, борьба с терроризмом невозможна и без скоординированной информационной политики в различных странах мира и активизации межгосударственного сотрудничества.

4. Заключительное слово учителя.

Итак, мы рассмотрели 2 глобальные проблемы или 2 угрозы современному миру: экологическую проблему и проблему международного терроризма.

Учитель формулирует задание.

Задание: Подумайте, какие направления решения глобальных проблем мы можем выделить?

Учитель корректирует и обобщает ответы учащихся.

Возможные варианты решения глобальных проблем вы можете увидеть на слайде. В общем случае существуют 2 основных направления. Одно из них связано с деятельностью (политикой) государства, другое – с деятельностью самого человека, с изменением его отношения к природе и личностным самосовершенствованием.

5. Рефлексия

Учитель обращает внимание учащихся на план, представленный на интерактивной доске, подводит итоги урока и обращает внимание на домашнее задание, записанное на учебной доске.

Учащиеся слушают

На столах учащихся находятся листы с планом-заданием, аналогичным изображенному на интерактивной доске

На столах учащихся находятся листы с основными понятиями, используемыми на уроке.

Учащиеся находят понятия, читают, осмысливают.

Учащиеся называют «всеобщий», «всемирный», «универсальный

Учащиеся осмысливают понятия

Учащиеся формулируют определения понятий «угроза» и «вызов»

Учащиеся слушают, осмысливают материал, отвечают на вопросы учителя

Учащиеся работают с планом-заданием, полученным в начале урока

Учащиеся называют известные им проблемы (СПИД, наркомания, терроризм)

Учащиеся анализируют приведенные высказывания, формулируют ответы на заданные вопросы

Учащиеся смотрят видеоролик.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся осмысливают приведенные словосочетания, отвечают на вопрос

Учащиеся смотрят видеоролик, осмысливают увиденное и формулируют ответы

Учащиеся формулируют понятие

Учащиеся работают с планом-заданием

Взаимопроверка учащимися плана-задания.

Учащиеся сдают листы с планом.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Урок пресс-конференция по теме «Глобальные проблемы современности на примере Тверского региона»

Задачи урока.

Образовательные

  1. Раскрыть сущность экологической проблемы и охарактеризовать демографическую ситуацию в Тверском регионе.

  2. Дать представление о направлениях решения экологической и демографической проблем в тверском регионе.

Развивающие:

  1. Развить критическое мышление через осмысление новой информации и последующую рефлексию.

  2. Развить навыки межличностного общения в процессе групповой работы.

Воспитательные:

  1. Воспитать дух толерантности на основе благожелательного отношения к мнению других людей, умения внимательно слушать и слышать.

  2. Воспитать экологическую нравственность за счет формирования экологического сознания.

Тип урока: пресс – конференция «обществознание – биология»

Оборудование:

  1. Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для общеобразовательных учреждений: профильный уровень. / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008. – 160 с.

  2. Председатель Законодательного собрания Тверской области Андрей Епишин: Для улучшения демографии нужны новые законы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.epishin.ru

  3. Андрей Епишин и ученые обсудили демографические проблемы области [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.tvernews.ru/content/view/11238/40/

  4. Тверская область. Экологическая ситуация в области остается стабильной. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/36638.html

  5. Богданова Л.П., Щукина А.С. Тверская область: особенности миграционных процессов в условиях межстоличного положения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.migrocenter.ru/

science/science019_6.php

Ход урока

Класс разделен на 4 группы: «экологи», «демографы», «социологи», «журналисты». Группы подготовили сообщение по проблемам. Экологи – «Экологические проблемы Тверского региона»

Демографы – «Демографическая ситуация в Тверском регионе»

Социологи – «Проблемы формирования экологической культуры и толерантности»

Журналисты задают вопросы по данным проблемам.

В выступлениях учащихся были названы различные аспекты экологической проблемы, выделены особенности демографической ситуации и проблемы миграционных процессов в Тверском регионе.

После выступления экологов, демографов, социологов журналисты задали следующие вопросы:

  1. Чем объясняется актуальность экологической проблемы в Тверском регионе?

  2. Какие аспекты экологической проблемы наиболее важны для Тверского региона?

  3. Что конкретно предприняли областные власти для решения демографической проблемы?

  4. Каковы основные направления миграционной программы Тверской области?

  5. Какие проблемы порождает миграционный процесс в Тверском регионе? Как эти проблемы решаются?

Представители групп отвечают на вопросы журналистов.

После выступлений учителем подводятся итоги работы, выставляются оценки.

Глобальные проблемы современности. Часть 2 10 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей

 

Тема: Общество

 

Урок: Глобальные проблемы современности (часть 2)

 

1. Введение

 

 

Здравствуйте. На прошлом уроке мы говорили с вами о тех социальных проблемах, которые в современном обществе называют глобальными. Их сложность, взаимосвязанность и острый характер не позволяют обществу затягивать процесс их разрешения. Но есть ли решение у глобальных проблем?

 

Международное сообщество осознало необходимость сотрудничества для достижения общечеловеческих целей достаточно давно. Борьба за благоприятную окружающую среду вообще началась еще в средние века; в 1273 году английский король Эдуард IV под угрозой смертной казни запрещал использование каменного угля для отопления лондонских жилищ, поскольку дышать в городе было просто нечем.

Однако результаты первых попыток объединить мировое сообщество для решения подобных проблем были скорее негативными. Еще на рубеже XIX и XX веков человечество осознало необходимость предпринять совместные усилия для предотвращения войн: в 1899 и 1907 годах в Гааге проходили мирные конференции, в работе которых принимали участие представители многих стран мира, однако предотвратить Первую мировую войну они не смогли.

После войны сформировалась специальная область знания, целью которой было изучение перспектив развития общества и выработка предложений по их изменению. В 1943 году немецкий социолог О. Флехтхайм предложил для этой области знания термин «футурология» (от латинского «futurum» – будущее). Флехтхейм считал, что философия будущего может существовать в трех формах – в форме идеологии, в форме утопии и в форме футурологии; только последняя из них опирается на научные данные.

Впрочем, футурология 1950-60х годов скорее походила на утопию. После окончания войны многие ученые и философы находились в состоянии эйфории: с Гитлером справились, теперь будем строить свободный мир на основе равенства и демократии. Однако почти сразу же началась «холодная война», а чуть позже серьезные кризисные явления возникли и в развитых странах Запада.

С начала 1970-х годов в футурологии на передний план выдвинулось течение, которое выступило с концепцией неизбежности «глобальной катастрофы» при существующих тенденциях развития общества. Футурологи разделились на тех, кто развивает идеи социального пессимизма, и тех, которые пытаются доказать возможность избежать катастрофы с помощью «оптимизации» развития человечества.

Политические и экономические элиты выступили с собственными рецептами преодоления существующего кризиса. В 1968 году ведущими представителями европейских и американских бизнес-кругов был сформирован так называемый Римский клуб. Его создателем был известный общественный деятель, владелец компании «Оливетти», членом административного совета компании «Фиат» Аурелио Печчеи. Было объявлено, что Римский клуб – это международная неправительственная организация, которая будет предупреждать человечество о мировых проблемах, угрожающих его существованию. От имени Римского клуба известным в мире специалистам в различных областях наук делаются заказы на детальное исследование мировых проблем и определение перспектив их разрешения. В Римский клуб входит всего 100 человек – преимущественно крупные бизнесмены и всемирно известные ученые. Россию в клубе в 2010 году представлял академик Сергей Капица, а Михаил Горбачев является почетным членом Римского клуба.

За годы существования Римского клуба по его заказу было подготовлено более 20 докладов. Однако уже один из первых докладов вызвал большой негативный общественный резонанс и в значительной мере создал предубеждение в отношении этой организации. Доклад, подготовленный Медоузом и опубликованный в 1972 году, назывался «Пределы роста». В нем указывалось, что практически все глобальные проблемы вызваны избыточной численностью населения на планете. По сути, там говорилось о том, что ресурсов Земли хватит для полноценной жизни одного миллиарда человек, а не 4,5 миллиардов, которые жили на планете в то время.

Впоследствии эта идея получила название концепции «золотого миллиарда». Ее сторонники считают, что население стран мира должно сократиться пропорционально их возможностям производства, то есть европейские страны и Северная Америка сохранят свое население практически полностью, а население стран «третьего мира» должно сократиться в десятки раз. Развитые страны Запада в публицистике часто так и называют странами «золотого миллиарда». К счастью, ни Медоуз, ни его последователи не указывали способов сокращения населения.

Многие критики считают, что члены подобных организаций попросту запугивают людей грядущим экологическим апокалипсисом. Появился даже специальный термин «алармизм» (от английского «alarm» – тревога). Алармизм – идеология запугивания обывательских масс возможностью экологического апокалипсиса.

Классический пример алармизма – история с разрушением озонового слоя Земли, который защищает все живое на Земле от жесткого ультрафиолетового излучения и находится на высотах от 10 до 50 километров.

Активную деятельность по решению экологических проблем ведет ООН. В 1972 году была создана Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) (United Nations Environment Programme).

В 1982 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Всемирную хартию охраны природы. В 1983 году при ООН была создана Международная комиссия по проблемам окружающей среды. Наконец, в 1992 году в Рио-де-Жанейро состоялась Всемирная конференция по окружающей среде с участием 40 тысяч делегатов из 178 государств.

На этой конференции была принята «климатическая конвенция», по которой все промышленно развитые страны обязались ограничить выбросы вредных веществ в атмосферу.

Но это всё слова. Что же делается конкретно? Сроки исполнения решений Всемирной конференции по окружающей среде определены не были; многие страны сочли для себя возможным их попросту проигнорировать. В 2005 году вступил в силу еще один важнейший документ международного характера – Киотский протокол к рамочной конвенции ООН об изменении климата.

Подписавшие его страны обязались к 2012 году сократить выбросы вредных газов в атмосферу на 5,2% по сравнению с показателями 1990 года. К протоколу отказались присоединиться США, Китай и Индия, а без их участия Киотский протокол не имеет смысла. Причем вполне естественно, что первыми против участия США в этом процессе выступили именно бизнес-круги, так как подписание Америкой Киотского протокола будет означать для них убытки.

Можно задать вопрос: а сколько вообще нужно денег для решения хотя бы экологических проблем? В конце 1990-х годов эксперты ООН рассчитали, что:

Для осуществления разработанного специалистами ООН Плана действия по сохранению тропических лесов потребовалось бы 1,3 млрд. долл./год в течение 5 лет. Эта годовая сумма эквивалентна мировым военным расходам за полдня.

80% заболеваний в странах «третьего мира» возникает в результате отсутствия чистой питьевой воды. На исправление ситуации требовалось бы около 30 млрд. долл./год, что соответствует сумме мировых военных расходов за 20 дней.

Осуществление Плана действий ООН по борьбе с опустыниванием потребует 4,5 млрд. долл./год в течение последних лет нашего века, что равно военным расходам менее чем за 2 дня.

Существуют многочисленные общественные организации, которые также по мере своих сил вносят вклад в процесс разрешения глобальных проблем. Среди них самой известной, безусловно, является «Гринпис». Активисты этой организации (а в мире их более трех миллионов человек) не только проводят марши и пикеты, требуя от властей принять решительные меры по борьбе с загрязнением окружающей среды, но и сами проводят активные операции. Впрочем, эту организацию также нередко упрекают в политизированности.

Из того, что мы с вами сказали, получается, что одному человеку не под силу внести заметный вклад в борьбу с глобальными проблемами. Но, разумеется, это не так. Решение проблемы голода во многих странах мира связывают с так называемой «зеленой революцией». Эта концепция была предложена ученым Норманом Борлаугом, который получил за нее в 1970 году Нобелевскую премию мира.

Активным деятелем по охране окружающей среды был известный английский писатель-натуралист Джеральд Даррелл (рис. 1) – организатор нескольких зоологических экспедиций в разные уголки мира, основатель трех фондов охраны природы. Он создал первый в мире заповедник, специализирующийся на сборе и разведении в неволе вымирающих животных (Огр Мэнор, остров Джерси).

Рис. 1. Джеральд Даррелл

Даррелла нередко сравнивали с известным океанографом Жаком-Ивом Кусто (рис. 2), который был пионером подводных исследований и съемок. С 1952 года и практически до самой своей смерти он вел океанографические исследования на судне «Калипсо», а в 1957 году создал в Монако первый в мире Океанографический музей. О том, что он изобрел акваланг и подводные дома, снял огромное множество фильмов, написал несколько книг, подробно рассказывать не будем.

Рис. 2. Жак-Ив Кусто

Выходит, что и отдельный человек может серьезно повлиять на судьбы мира – даже если он не президент и не крупный бизнесмен. Приведем еще один пример. В 1994 году Пулитцеровскую премию по фотографии получил фотограф Кевин Картер, который в 1991 году в Судане сделал снимок маленькой девочки, умирающей от голода (рис. 3).

Рис. 3. Девочка и гриф

Профессиональное сообщество устроило Картеру обструкцию, и он покончил с собой.

Действительно, решение глобальных проблем зависит от каждого из нас. Следующий раздел нашего курса будет посвящен человеку – как он влияет на природу, общество, самого себя. Только социально активный человек, только личность может полноценно влиять на общество.

А наш урок на этом окончен. Спасибо за внимание.

Бильдербергский клуб

Еще одна неофициальная международная организация – существующий с начала 1950-х годов Бильдербергский клуб. Его заседания не анонсируются в прессе и официальной информации о них не появляется, однако не заметить его сложно – в клуб входит почти 400 человек – это действующие и находящиеся в отставке главы государств и правительств, монархи, влиятельные бизнесмены. Впрочем, правильнее было бы первыми назвать именно бизнесменов, так как они составляют в Бильдербергском клубе большинство и именно они принимают решения. Справедливости ради надо сказать, что этот клуб одним из первых поставил вопрос о надвигающейся экологической катастрофе, однако многие члены клуба преследовали личный интерес – нельзя ли получить дополнительную прибыль от поставок очистных сооружений? То есть даже борьба за благоприятную экологию должна вестись так, чтобы крупные корпорации получили бонусы.

Разрушение озонового слоя

Начиная с 1970-х годов считалось, что озоновый слой разрушается окислами азотов, тяжелых металлов, фтором, хлором, бромом, а особенно – фреонами, широко использовавшимися в качестве растворителей для красок, в аэрозолях и, конечно, холодильниках. В 1985 году была подписана Венская конвенция, а 1 января 1989 года вступил в силу Монреальский протокол, ограничивающий производство и применение химических веществ, повреждающих озоновый слой, и ратифицированный более чем 40 странами мира. Однако в августе 2000 года британские геофизики Хьюитт и Леви, выступив на телеканале CNN, сообщили, что теория «озоновой дыры» абсолютно не соответствует действительности и выдумана по заказу компаний, производящих холодильную технику на основе нефреоновых хладагентов. Фреон оказывается нейтрализованным задолго до того, как достигнет верхних слоев атмосферы, а значит, совершенно не влияет на озоновый слой Земли. Самая большая в мире озоновая дыра находится над Антарктидой, где ни холодильников, ни растворителей, ни аэрозолей практически нет; она регулируется только колебаниями напряженности магнитного поля Земли и существовала всегда.

«Зеленая революция»

К середине XX века сельское хозяйство получило огромное количество минеральных удобрений, но существующие сорта растений не могли эффективно трансформировать их в урожай зерна. Из-за высоких концентраций питательных веществ в почве злаки быстро росли, набирали зеленую массу, а затем полегали, что существенно снижало намолоты. При этом индекс урожая (отношение века зерна к общему весу наземной массы) был значительно ниже 50%, то есть основным продуктом оказывались солома и листья (даже в пересчете на сухое вещество). Для борьбы с полеганием Борлауг предложил использовать растения с коротким стеблем. Вы прекрасно знаете, что методы селекции позволяют получать растения практически с любым требуемым признаком. Признак короткостебельности достаточно просто контролируется генетически и передается через гибридизацию. Полученные Борлаугом полукарликовые сорта также формируют большую наземную массу, но уже за счет высокой кустистости, при этом не полегают и дают хороший урожай с индексом около 50%. Кроме того, эти сорта обеспечивают более эффективное использование удобрений. Растения обычных сортов вначале накапливают соединения азота в зеленой массе, а затем после цветения переносят их в зерновки. Короткостебельные сорта отличаются тем, что восстанавливают и переносят азот до тех пор, пока не закончится налив семян. Усвоение азота из почвы у них продолжается много дольше и приводит к большей продуктивности. Благодаря «зеленой революции» Мексика за 15 лет увеличила производство пшеницы в три раза (на аналогичный прирост Европе потребовалось 150 лет) и из крупнейшего импортера превратилась в экспортера зерна.

 

Литература к уроку

Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: ОАО «Московские учебники», 2008.

 

Текстовые сноски

Сергей Капица (Источник).

ЮНЕП (Источник).

 

глобальных вопросов | Организация Объединенных Наций

Африка

Система ООН играет решающую роль в координации помощи всех видов, чтобы помочь Африке помочь самой себе. От содействия развитию демократических институтов до установления мира между воюющими странами ООН присутствует на местах, поддерживая экономическое и социальное развитие, а также поощрение и защиту прав человека.

Старение

Население мира стареет: практически в каждой стране мира наблюдается рост числа и доли пожилых людей в их населении. Число пожилых людей в возрасте 60 лет и старше за последние годы значительно увеличилось в большинстве стран и регионов, и, по прогнозам, в ближайшие десятилетия этот рост ускорится.

 

СПИД

С 2000 г. число новых случаев ВИЧ-инфицирования снизилось на 35% (среди детей — на 58%), а число смертей, связанных со СПИДом, снизилось на 42% по сравнению с пиковым значением в 2004 г. Глобальные меры в ответ на ВИЧ предотвратили 30 миллионов новых случаев заражения ВИЧ и почти 8 миллионов смертей, связанных со СПИДом, с 2000 года. Семья ООН была в авангарде этого прогресса.

Atomic Energy

Более чем в 30 странах мира эксплуатируются 444 ядерных реактора для выработки электроэнергии и 66 новых атомных станций находятся в стадии строительства. В 2014 году 13 стран полагались на ядерную энергию для производства не менее четверти своего общего объема электроэнергии.

Большие данные для устойчивого развития

Объем данных в мире растет экспоненциально. Новые источники данных, новые технологии и новые аналитические подходы, если их применять ответственно, могут позволить лучше отслеживать прогресс в достижении ЦУР таким образом, чтобы это было как инклюзивным, так и справедливым.

Безопасность детей и молодежи в Интернете

Расширение возможностей подключения к Интернету может изменить жизнь детей и молодых людей к лучшему, но также делает их уязвимыми для сексуального насилия, киберзапугивания и других рисков. ООН активно работает над защитой детей и молодежи в Интернете посредством различных программ и инициатив.

 

Дети

Каждый ребенок имеет право на здоровье, образование и защиту, и каждое общество заинтересовано в расширении возможностей детей в жизни. Тем не менее, во всем мире миллионы детей лишены справедливого шанса ни по какой причине, кроме страны, пола или обстоятельств, в которых они родились.

 

Изменение климата

Изменение климата — одна из главных проблем нашего времени. От изменения погодных условий, угрожающих производству продовольствия, до повышения уровня моря, повышающего риск катастрофических наводнений, последствия изменения климата носят глобальный и беспрецедентный характер.

 

Деколонизация

Волна деколонизации, изменившая облик планеты, родилась вместе с ООН и представляет собой первый большой успех всемирной организации. В результате деколонизации многие страны стали независимыми и вступили в ООН.

 

Демократия

Демократия является общепризнанным идеалом и одной из основных ценностей и принципов Организации Объединенных Наций. Демократия обеспечивает среду для защиты и эффективного осуществления прав человека.

 

Разоружение

С момента создания Организации Объединенных Наций цели многостороннего разоружения и ограничения вооружений занимают центральное место в усилиях Организации по поддержанию международного мира и безопасности.

Борьба с бедностью

В то время как глобальный уровень бедности до пандемии сократился более чем наполовину с 2000 года, пандемия COVID-19 может увеличить глобальную бедность на целых полмиллиарда человек, или 8% от общего числа людей. Население.

Продовольствие

Мир не находится на пути к достижению Цели устойчивого развития 2, Нулевой голод к 2030 году. Продовольственная безопасность и состояние питания наиболее уязвимых групп населения, вероятно, еще больше ухудшится из-за состояния здоровья и социально-экономических последствия COVID-19пандемия.

Гендерное равенство

Женщины и девочки составляют половину населения мира и, следовательно, половину его потенциала. Гендерное равенство, помимо того, что оно является одним из основных прав человека, необходимо для создания мирных обществ с полным человеческим потенциалом и устойчивым развитием.

 

Здравоохранение

Организация Объединенных Наций с момента своего создания активно участвует в укреплении и охране здоровья во всем мире. Эти усилия в системе ООН возглавляет Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), конституция которой вступила в силу 7 апреля 19 г.48.

Права человека

Содействие уважению прав человека является основной целью Организации Объединенных Наций и определяет ее идентичность как организации для людей во всем мире. Государства-члены поручили Генеральному секретарю и системе ООН помочь им в достижении стандартов, изложенных в Уставе ООН и Всеобщей декларации прав человека.

 

Международное право и правосудие

ООН продолжает продвигать справедливость и международное право по трем направлениям своей деятельности: международный мир и безопасность, экономический и социальный прогресс и развитие, а также уважение прав человека и основных свобод.

Миграция

С древнейших времен человечество находилось в движении. Сегодня больше людей, чем когда-либо прежде, живут не в той стране, в которой они родились.

Океаны и морское право

Сама жизнь возникла из океанов. Океан огромен, около 72 процентов земной поверхности. Океаны не только всегда были основным источником питания для жизни, которую они помогли зародить, но и с самых ранних письменных источников истории они служили для торговли и коммерции, приключений и открытий.

 

Мир и безопасность

Спасение грядущих поколений от бедствий войны было главным мотивом создания Организации Объединенных Наций, основатели которой пережили опустошение двух мировых войн.

 

Население

В 1950 году, через пять лет после основания Организации Объединенных Наций, население мира оценивалось примерно в 2,6 миллиарда человек. Оно достигло 5 миллиардов в 1987 году и 6 в 1999 году. В октябре 2011 года население мира оценивалось в 7 миллиардов человек.

 

Беженцы

В конце 2021 года во всем мире насчитывалось 89,3 миллиона человек, вынужденно перемещенных. Среди них было 27,1 миллиона беженцев, половина из которых моложе 18 лет (21,3 миллиона беженцев под беженцы под мандатом БАПОР).

 

Вода

Пресная вода поддерживает жизнь человека и жизненно важна для его здоровья. Пресной воды хватит всем на Земле. Однако из-за плохой экономики или плохой инфраструктуры миллионы людей (большинство из них дети) умирают от болезней, связанных с неадекватным водоснабжением, санитарией и гигиеной.

 

 

Молодежь

Поскольку молодежь все чаще требует более справедливых, равноправных и прогрессивных возможностей и решений в своем обществе, необходимость решения многогранных проблем, с которыми сталкиваются молодые люди (таких как доступ к образованию, здравоохранению, занятости и гендерное равенство) стали более актуальными, чем когда-либо.

Что это такое и 5 основных направлений

Что такое социальные науки?

Социальные науки — это изучение того, как люди взаимодействуют друг с другом. Отрасли социальных наук включают антропологию, экономику, политологию, психологию и социологию.

Социологи изучают, как устроено общество, исследуя все, от факторов экономического роста и причин безработицы до того, что делает людей счастливыми. Их результаты влияют на государственную политику, образовательные программы, городской дизайн, маркетинговые стратегии и многие другие начинания.

Основные выводы

  • Социальные науки — это группа академических дисциплин, изучающих поведение людей в обществе.
  • Он пытается объяснить, как работает общество, исследуя все, от факторов экономического роста и причин безработицы до того, что делает людей счастливыми.
  • Социальные науки — это относительно новая область научных исследований, получившая известность в 20 веке.
  • Типичные профессии в области социальных наук включают работу рекламодателем, экономистом, психологом, учителем, менеджером и социальным работником.
  • Социологи обычно в большей степени полагаются на интерпретацию и качественные методологии исследования.

Понимание социальных наук

Социальные науки как область исследования отделены от естественных наук, которые охватывают такие темы, как физика, биология и химия. Социальные науки исследуют отношения между людьми и обществами, а также развитие и функционирование обществ, а не изучают физический мир. Эти академические дисциплины в большей степени полагаются на интерпретацию и качественные методологии исследования.

Отрасли социальных наук

Одни говорят, что социальных наук семь, другие утверждают, что их четыре, пять, шесть или что-то еще. Мнения о том, что следует включать, расходятся, но большинство экспертов сходятся во мнении, что следующие пять полей определенно попадают в эту категорию:

  • Антропология
  • Экономика
  • Политология
  • Социология
  • Социальная психология

История также иногда рассматривается как отрасль социальных наук, хотя многие историки часто считают, что этот предмет имеет более тесные связи с гуманитарными науками.

И гуманитарные, и социальные науки изучают человека. Что их отличает, так это применяемая техника: гуманитарные науки считаются более философскими и менее научными.

Закон также имеет некоторые связи с социальными науками, как и география.

Социальные науки включают множество областей. Пять основных — это антропология, экономика, политология, психология и социология, хотя некоторые люди также включают в этот разговор историю, криминологию и географию.

Социальные науки в школах

В Соединенных Штатах раннее образование в области социальных наук начинается в начальной школе и продолжается в средней и старшей школе с упором на аспекты основных социальных наук, таких как экономика и политология. На университетском уровне предлагаются более специализированные дисциплины.

В настоящее время колледжи и университеты предлагают множество программ по общественным наукам. Например, в Калифорнийском университете в Беркли имеется 15 академических факультетов, отнесенных к категории социальных наук.

Они есть:

  • African American studies
  • Anthropology
  • Cognitive science
  • Demography
  • Economics
  • Ethnic studies
  • Gender and women’s studies
  • Geography
  • Global studies
  • History
  • Языкознание
  • Политическая экономия
  • Политология
  • Психология
  • Социология

Степень магистра и доктор философии. программы в колледжах и университетах предлагают дополнительные возможности для более глубокой специализации.

Карьера в области социальных наук

Типичные карьеры в социальных науках включают работу рекламодателем, психологом, учителем, юристом, менеджером, социальным работником и экономистом.

Предмет социальных наук — человеческое поведение, отношения, взгляды и то, как эти вещи менялись с течением времени, — это полезная информация для любого успешного бизнеса. Концепции социальных наук, таких как демография, политология и социология, часто применяются во многих различных деловых контекстах. Например, специалисты по рекламе и маркетингу часто используют теории человеческого поведения из этих областей, чтобы более эффективно продавать свою продукцию потребителям.

Естественно, область социальных исследований экономики является ключевой для делового сектора. Многие отрасли используют экономический анализ и количественные методы для изучения и прогнозирования бизнеса, продаж и других рыночных тенденций. Фактически, экономисты являются одними из самых востребованных специалистов в США, особенно экономисты-бихевиористы, которые используют психологию для анализа и прогнозирования процессов принятия экономических решений отдельными лицами и организациями.

По данным Бюро статистики труда США (BLS), прогнозируемое изменение занятости экономистов с 2021 по 2031 год составляет 6%, что примерно соответствует среднему прогнозу в 8% для всех профессий. Ожидается, что социальные работники также достигнут такого же уровня спроса, и BLS прогнозирует, что занятость в этой конкретной области вырастет на 9% с 2021 по 2031 год.

По данным BLS, экономисты и социальные работники являются одними из самых востребованных сотрудников в США.

Социальные науки Заработная плата

BLS также сообщает, что люди со степенью в области социальных наук обычно получают более высокую заработную плату, чем их коллеги. Согласно его исследованию, средняя заработная плата выпускника социальных наук в 2019 году составляла 64 000 долларов, что немного выше, чем в среднем 60 000 долларов.

Очевидно, что заработная плата сильно различается: на одних должностях в области социальных наук платят намного больше, чем на других. Например, в 2021 году средняя зарплата экономиста составляла 105 630 долларов, тогда как социальный работник зарабатывал 50,39 доллара.0.

История социальных наук

Истоки социальных наук можно проследить до древних греков. Жизнь, которую они вели, а также их ранние исследования человеческой природы, государства и смертности помогли сформировать западную цивилизацию.

Социальные науки как академическая область исследования развились из эпохи Просвещения (или эпохи разума), которая процветала на протяжении большей части 18 века в Европе. Адам Смит, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро, Иммануил Кант и Дэвид Юм были одними из крупнейших интеллектуалов того времени, которые заложили основы изучения социальных наук в западном мире.

Люди стали более дисциплинированно подходить к количественной оценке своих наблюдений за обществом. Со временем схожие аспекты жизни общества, такие как лингвистика и психология, были выделены в уникальные области изучения. Вот подробнее о пяти ключевых ветвях.

Антропология

Антропология, изучение происхождения и развития человеческих обществ и культур, была в центре внимания на протяжении веков, но по-настоящему продвинулась вперед и приобрела значение в эпоху Просвещения. В тот период большое внимание уделялось развитию общества и знаний, и ключом к достижению этой цели было понимание человеческого поведения.

Экономика

История экономической мысли восходит к древнегреческим философам, таким как Платон, Аристотель и Ксенофонт. Их труды заложили основу почти всех социальных наук, в том числе и экономики. По мере того, как в 15-18 веках путешествовать стало легче, и все больше стран могли участвовать в международной торговле, экономическая система меркантилизма росла. Экономические действия многих стран были внезапно мотивированы верой в то, что страна должна максимизировать экспорт и минимизировать импорт.

Этому господствующему направлению мысли бросили вызов такие писатели, как Смит, широко известный как отец современной экономики. Идеи Смита, наряду с идеями Руссо и Джона Локка, продвигали идею саморегулирующейся экономики и ввели концепцию того, что сегодня известно как классическая экономическая теория. Книга Смита «Богатство наций » до сих пор изучается и вызывает восхищение у многих политиков.

Двумя другими важными экономистами, которые сформировали то, как мы сегодня думаем об этом предмете, являются Карл Маркс и Джон Мейнард Кейнс.

Маркс, как известно, бросил вызов капитализму как подходящей экономической модели, сделав упор на трудовую теорию стоимости. Хотя идеи Маркса отнюдь не пользуются широкой поддержкой большинства современных политиков, его критика капитализма оказала огромное влияние на многих мыслителей.

Между тем кейнсианская школа экономики очень популярна среди современных экономистов. Кейнсианская экономика считается макроэкономической теорией со стороны спроса, которая фокусируется на изменениях в экономике в краткосрочной перспективе и была первой, которая отделила изучение экономического поведения и рынков на основе индивидуальных стимулов от изучения широких национальных экономических совокупных переменных и конструктов.

Политология

Истоки политической науки можно проследить в Древней Греции. В то время философ Платон написал различные диалоги о политике, справедливости и том, что представляет собой хорошее правительство.

Ранние работы Платона постепенно приобретали более научный подход под руководством таких мыслителей, как Аристотель, Томас Гоббс, Маркс и Макс Вебер. Столетия исследований в области политики помогли укрепить демократию и помогли политикам сделать популярный политический выбор и прийти к власти.

Психология

Психология — одна из самых быстроразвивающихся областей социальных наук. Он зародился как область медицины в конце 1800-х годов и стал популярным в западном мире на протяжении 20-го века, отчасти благодаря работе Зигмунда Фрейда.

По данным Центров США по контролю и профилактике заболеваний (CDC), в 2019 году 20,3% взрослых получали какую-либо форму лечения психических заболеваний. Хотя многие все еще используют психиатрическую медицину для лечения своих проблем с психическим здоровьем, в последние годы все больше людей ищут альтернативные методы лечения, такие как осознанность и йога, в дополнение к традиционной разговорной терапии.

Неврология, медикаментозное лечение и растущее разнообразие подходов к психотерапии расширяют возможности психологического лечения. Другими ветвями этой области являются исследования в области обучения животных, социальной психологии и экономической психологии.

Социология

Социология как наука возникла в Европе в середине 1800-х годов, в период быстрых социальных изменений. Политические революции и промышленная революция коренным образом изменили образ жизни многих людей — и не всегда к лучшему, — что побудило первых социологов задуматься о том, как сохранить стабильность, когда все меняется так быстро.

К 1875 году в Йельском университете читался первый в США курс социологии. В последующие годы другие колледжи последовали их примеру, а в 1911, предмет прибыл в средние школы.

Каковы 5 основных направлений социальных наук?

Пять основных отраслей социальных наук: антропология, экономика, политология, психология и социология. Некоторые люди также считают историю, право и географию основными социальными науками.

Почему социальные науки важны?

Социальные науки важны, потому что они помогают людям понять, как анализировать не только свое собственное поведение, но также поведение и мотивацию своих сверстников.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>