Философия глобальные проблемы современности и пути их решения: Глобальные проблемы человечества — что это? Определение и примеры

Содержание

Тема 4.3 Философия и глобальные проблемы современности

Человеческое общество всегда сталкивалось и, видимо, будет сталкиваться с различными проблемами. Однако далеко не все из них являются глобальными. В России многие люди живут за чертой бедности. В США террористы разрушили Всемирный торговый центр и Пентагон. В Прибалтийских республиках нарушаются пра­ва русскоязычного населения. В Англии происходят столкновения между протестантами и католиками. Все эти проблемы являются очень серьезными, так как они связаны с жизнью многих людей. Тем не менее они не затрагивают интересы всего человечества. По­этому они не являются глобальными.

К глобальным относятся острые мировые проблемы, которые в силу своей специфики влияют на жизнь и благосостояние всего че­ловечества. Наиболее важными из таких проблем в начале XXI века являются следующие:

  • Духовный кризис.

  • Распространение массовых заболеваний.

  • Угроза войны с применением оружия массового поражения.

  • Истощение природных ресурсов планеты.

  • Углубление экологического кризиса.

  • Демографическая проблема.

  • Рост терроризма.

  • Неравномерное социально-экономическое развитие регио­нов и государств планеты.

  • Глобальное изменение климата.

  • Увеличение сейсмической активности земной коры.

Вышеотмеченные проблемы в той или иной мере признаются большинством специалистов. Однако есть и такие глобальные про блемы, обсуждение которых замыкается узким кругом исследова­телей-профессионалов, так как далеко не все из них признают, что такие проблемы существуют или представляют реальную опасность для человечества. В качестве примера здесь можно назвать следую­щие.

Потенциальная опасность столкновения Земли с космичес­кими телами (метеориты, кометы, астероиды), от которых на данный момент средств защиты не существует. Такие столк­новения могут быть очень опасными и привести к гибели все­го человечества и животного мира Земли.

Негативное психо-энергетическое влияние «внутреннего кос­моса» планеты (так называемых тонких миров), причиной ко­торого являются духовная дисгармония и отрицательный пси-хо-эмоциональный фон ноосферы человечества.

Сущность и пути преодоления глобальных проблем

Решение любой проблемы, тем более глобальной, невозможно без понимания ее причин. Все отмеченные выше глобальные про­блемы в самом общем виде имеют три причины:

  • духовное несовершенство человека;

  • противоречивость исторического развития человеческой цивилизации и культуры;

  • объективные природные процессы.

Подавляющее большинство проблем связано с первой и вто­рой причинами. Некоторые проблемы, как полагают специалисты, обостряются под действием всех трех причин (глобальное измене­ние климата, увеличение сейсмической активности). И лишь одна из указанных проблем целиком связана с природными процессами или, по крайней мере, влияние человека и общества здесь не уста­новлено (столкновение планеты Земля с космическими телами).

Таким образом, мы видим, что почти все глобальные проблемы связаны с сознанием или мировоззрением человека, развитие кото­рых, очевидно, отстает от стремительного изменения объективной действительности в науке, политике, экономике, культуре, демог­рафии, технике. В условиях современной цивилизации в сотни и тысячи раз обостряется ответственность человека за свою деятель­ность. Так, еще несколько столетий назад самая большая война не грозила гибелью для всего человечества. Теперь же военный конфликт с применением оружия массового поражения по своим послед­ствиям непредсказуем. Ядерное оружие может уничтожить не толь­ко цивилизацию, но и все живое на планете.

Поэтому главное средство преодоления глобальных проблем — духовное преображение человечества. Это означает развитие нового планетарно-космического мышления и гуманистического мировоз­зрения, ориентированного на общечеловеческие ценности, этичес­кие, экологические и культурные приоритеты.

Современный человек должен полностью осознавать свою лич­ную ответственность за судьбу планеты, он должен понимать, на­сколько сложной и вместе с тем хрупкой является экологическая система Земли, как легко нарушить природный баланс и трудно его будет восстановить. Человечество подошло к такому рубежу своего исторического развития, когда уже становится невозможно отгоро­диться от мировых проблем границами своего государства — терро­ристы, ураганы, землетрясения, цунами, экологические катастро­фы, эпидемии не признают никаких границ.

Рассмотрим теперь некоторые из глобальных проблем подроб­нее и попробуем понять, как их можно преодолеть.

• Духовное развитие человечества всегда было сложным и про­тиворечивым. Тем не менее трудно найти в истории период, в котором духовная культура, моральные устои общества под­вергались бы такому испытанию, как в XX — начале XXI века. Не случайно понятие «духовный кризис» прочно вошло в со­временный философский и научный лексикон.

В чем же проявляется современный духовный кризис? В под­рыве духовных основ личности и нарастании множества разруши­тельных социальных явлений. К таким явлениям можно отнести потерю смысла жизни и этических ориентиров многими нашими современниками, пьянство и наркоманию, проституцию и сексу­альные отклонения, стремление многих людей исключительно к материальному обогащению и чувственным наслаждениям, рост преступности и всевозможного насилия, массовые стрессы и пси­хические заболевания, социальный эгоизм и нетерпимость и неко­торые другие.

Законодательные, полицейские, медицинские меры в преодо­лении этих пороков оказываются неэффективными без обращения к внутреннему миру человека и его духовным принципам. Что же их укрепляет и развивает? Духовные учения, образование, философия, наука, высокое искусство — все, что относится к сфере подлинной духовной культуры человечества. Очевидно, что проблема духовно­го кризиса — это проблема мировоззрения человека и духовной куль­туры общества. Именно в этих направлениях необходимо концент­рировать усилия для преодоления духовного кризиса.

• Когда говорят о распространении массовых заболеваний, то, прежде всего, подразумевают кардиологические, онкологи­ческие, инфекционные и психические заболевания. Так, на­пример, ежегодная смертность кардиологических и онколо­гических больных по всему земному шару исчисляется многими миллионами. Стремительно распространяется СПИД. По данным Всемирной организации здравоохране­ния, в 2001 году ВИЧ-инфекцией в мире было поражено 35 миллионов человек.

До 2001 года СПИД явился причиной смерти 22 миллионов человек. В конце XX века, по данным Министерства здравоохранения России, в десятки раз увели­чилась динамика психических отклонений.

Причин роста числа заболеваний множество — неправильный образ жизни и питания, загрязнение окружающей среды, стрессы и неумение большинства людей контролировать свой внутренний мир и управлять нервно-эмоциональными реакциями организма, поло­вые отклонения и недостаток психической энергии.

Специалисты полагают, что проблема массовых заболеваний должна решаться с двух сторон. Во-первых, необходима популяри­зация здорового образа жизни, правильного питания, сбалансиро­ванной физической и умственной активности, систем естественной профилактики и оздоровления (очистительные процедуры, физи­ческие упражнения и диетическое питание, курсы релаксации и аутотренинга, йогические методики саморегуляции и др.). Во-вто­рых, необходима разработка новых методов медицинской терапии — новых технологий лечения массовых заболеваний и новыхлекарств.

Например, вакцины против СПИДа, кардиостимуляторов, препа­ратов, блокирующих неконтролируемый организмом рост клеток, технологий психокоррекции человеческого сознания.

• В XX столетии человечество научилось производить оружие массового поражения (ядерное, химическое, биологическое). Научный разум на этом поприще добился поистине впечат­ляющих «успехов». Одной капли боевого химического реак­тива хватит, чтобы отравить целое озеро. Один реактивный снаряд с биологическим наполнителем при взрыве в воздухе способен поразить население целого города. Один ядерныйподводный ракетоносец способен превратить в руины

целое государство. К началу XXI века в арсеналах государств блока НАТО, России, Китая, Индии и других стран хранились тысячи тонн химических и биологических боевых отравляющих веществ, тысячи ядерных боеголовок, которых хватило бы на многократное уничтожение всех городов земного шара и всего живого на Земле. Зачем людям такое количество такого раз­рушительного оружия?

Ученые смоделировали и доказали, что война с применением оружия массового поражения уравнивает победителей и побежден-. ных. Высокая радиация, отравление окружающей среды или «ядер­ная зима» поставят всех — побежденных и победителей — в одина­ковые условия — на грань жизни и смерти. Когда два человека сидят в пороховом погребе, какая разница, кто первым из них взорвет свой

заряд в надежде поразить другого? Пока оружие массового пораже­ния не уничтожено, планета представляет собой такой пороховой погреб, подвергающий смертельной угрозе все человечество. Поэтому необходимы постепенное сокращение, а затем уничтожение и полное запрещение производства оружия массового поражения для всех стран планеты.

•В прошлом веке человечество впервые осознало угрозу исто­щения природных ресурсов на своей планете — нефти, угля, рудно-минерального сырья, запасов чистой воды, лесных и плодородных массивов, рыбы и т. д. Пока эта проблема не является самой актуальной. Однако если использование сы­рья будет возрастать прежними темпами, общество уже в XXI веке может столкнуться, например, с полным истощени­ем запасов нефти, что приведет к парализации авто-, авиа- и водного транспорта, многих видов химического производства и других промышленных объектов.

Где же искать выход? Ученые предлагают разрабатывать и вне­дрять ресурсосберегающие и безотходные технологии производства, активнее использовать энергию Солнца, ветра, воды, ядерную энер­гию, искать новые источники энергии, ограничивать потребление ресурсов, осуществлять промышленную разработку недр планет Солнечной системы.

• Одной из острейших проблем современности является эко­логический кризис. Многие думают, что он заключается толь­ко в загрязнении окружающей среды. Но это не так. С фило софской точки зрения, экологический кризис есть негатив­ное влияние деятельности человека на природу. Последствия такой деятельности проявляются не только в отравлении зем­ли, воды и воздуха промышленными отходами, но и в разру­шении озонового слоя планеты и устойчивых экологических систем. Например, массовая вырубка лесов понижает процент кислорода и увеличивает количество углекислого газа в ат­мосфере. Непродуманное нарушение водного баланса реги­она (при строительстве плотины или изменении русла реки) может привести к гибели многие виды животных и растений, распространению вредных насекомых, появлению болот или пустынь.

Решение экологической проблемы предполагает целый комп­лекс мер. Среди них большое значение имеют: изменение отноше­ния людей к окружающей среде, строительство очистных сооруже­ний на производствах, замена тепловых электростанций и двигателей внутреннего сгорания на новые, экологически безопас­ные аналоги, сокращение выбросов углекислого газа и фреона в ат­мосферу, сохранение природного экологического баланса регионов и многие другие.

• Сущность демографической проблемы заключается в крайне высоких темпах прироста населения в некоторых странах и регионах планеты (Китай, Индия, Южная Америка). В резуль­тате, несмотря на падение рождаемости в Европе, Северной Америке, России, общее количество населения земного шара стремительно возрастает. Чем это грозит? Некоторые анали­тики полагают, что Земля способна прокормить лишь огра­ниченное количество людей. Например, называется цифра в 10 миллиардов. Если динамика роста сохранится, то, по раз­ным оценкам, современная шестимиллиардная цивилизация достигнет этого предела уже через несколько десятков лет.

Многие специалисты отмечают, что при равномерном расселе­нии людей и эффективно организованном промышленном и сельс­кохозяйственном производстве планета может обеспечить жизнь, по крайней мере, пятидесятимиллиардной цивилизации. Однако проблема от этого не становится менее острой. Дело в том, что со­циально-экономическая и культурная инфраструктура государств отстает в своем развитии от темпов роста населения. Эти два про­цессадолжны быть синхронизированы. Поэтому Китай, Индия и другие страны проводят жесткую политику, направленную на снижение прироста населения.

• Проблема терроризма и насилия имеет социокультурные корни. Однако она упирается не только в морально-этические принципы и правосознание человека. Во многих случаях тер- pop — крайняя мера борьбы с обществом за свои права и свое мировоззрение. Следовательно, общество должно, прежде всего, обеспечить людям элементарные права и свободы — право на жизнь и труд, на образование и свободу совести, на собственность, свободу мышления и слова. Здесь весьма важную роль играет политическая, экономическая и социокультурная поддержка развивающихся государств, население ко- торых порой лишено многих возможностей и прав. Существенное значение имеет и расширение межкультурного диалога, позволяющего народам лучше понимать, а следо- вательно, и уважать, ценности и традиции друг друга.

Особая проблема — деятельность антиобщественных, социально-опасных группировок, террористическая деятельность которых имеет криминальные причины. Здесь решающее слово должно при надлежать законодательным и правоохранительным органам. При­чем особую актуальность сейчас приобретает их международное со­трудничество и выработка единых стандартов правовой оценки и противодействия терроризму. Оказалось, что, например, западные страны в проблеме терроризма придерживаются политики двойных стандартов. Такая политика по своей сути очень опасна и не позволяет мировому сообществу консолидированно бороться с терроризмом.

• В XX столетии наука зафиксировала нарастание глобальных климатических изменений на планете. Ученые полагают, что происходит постепенное потепление. В некоторых странах, например в России, за последние четверть века это стало оче­видно даже неспециалистам. В средней полосе зимы стали менее снежными, лето — более жарким. У берегов Европы наблюдается подъем воды в Атлантическом океане, который, по некоторым оценкам, происходит из-за таяния снегов и льдов на полюсах.

Вместе с тем во многих странах мира наблюдаются погодные аномалии. Например, выпадает снег в Африке и в южных широтах Америки. По всему земному шару метеорологи отмечают резкие перепады температур, давлений, увеличение опасных атмосферных явлений (ураганы, тайфуны, ливни, крупный град, внезапные силь­ные снегопады и т. д.).

В течение последних нескольких сотен лет наблюдается и нара­стание сейсмической активности земной коры. Землетрясения стано­вятся все более частыми и разрушительными. Подводные землетря­сения вызывают огромные океанские волны (цунами). Например, в 2004 году мощное цунами в Юго-Восточной Азии погубило более 250 тысяч человек.

Что является причиной этих процессов? Исчерпывающего от­вета наука пока дать не может. Однако многие ученые склоняются к точке зрения, согласно которой изменение климата и нарастание сейсмоактивности может зависеть не только от объективных при­родных причин, но и от деятельности человека. Так, например, по­лагают, что ядерные взрывы вызывают колебания земной коры. Уве­личение углекислого газа в атмосфере создает «парниковый эффект». Ментально-психическая дисгармония человечества по­рождает электромагнитные флуктуации энергетического поля пла­неты, что вызывает как атмосферные, так и сейсмические явления.

Объективные причины рассматриваемых процессов некоторы­ми исследователями связываются с периодически возникающими изменениями наклона земной оси и дрейфом магнитных полюсов планеты. Предполагают, что такие изменения уже происходили в глу­бокой древности. В результате климат и географические очертания материков претерпевали кардинальные трансформации. Так, после­дователи некоторых философских систем (теософия, Живая Этика и др. ) полагают, что под действием подобных глобальных процессов в далеком прошлом были разрушены огромные материки Лемурия и Атлантида. Но что вызывает изменение наклона земной оси и сме­щение магнитных полюсов? Вопрос пока остается открытым.

Каждая глобальная проблема имеет свою специфику, а значит, и свои методы решения. Однако совершенно очевидно, что ни одна глобальная проблема не может быть решена усилиями одной нации или одного государства. Необходимо объединение ресурсов всего человечества — политических, экономических, демографических, научных и других. Поэтому сейчас на передний план выходит необ­ходимость широкого международного сотрудничества стран и на­родов, а также координации их усилий. Однако, по большому счету, мировые проблемы требуют от человечества большего — полити­ческой, экономической и культурной интеграции в единое планетар­ное сообщество. От решения этой проблемы во многом будет зави­сеть

Глобальные проблемы человечества и их пути решения

Похожие презентации:

Религия. Искусство. Мораль

Даосизм — китайское традиционное учение

Где логика

Аль-Фараби

Философские взгляды А. Шопенгауэра

Философская антропология

Познавательная и коммуникативная деятельность

Структурно-логические схемы по философии

Философия Эпохи Возрождения и Нового времени

Потребности человека. (Обществознание, 6 класс)

1. Глобальные проблемы человечества и их пути решения.

2. Глобальные проблемы человечества что это такое?

• Глобальные проблемы современности — это совокупность
социально-природных проблем, от решения которых зависит
социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации.
Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как
объективный фактор развития общества и для своего решения
требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные
проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей
и касаются всех стран.

3. Глобальные проблемы человечества что это такое?

4.

Приоритетные проблемы человечества.Приоритетными проблемами человечества являются:
• проблема мира и разоружения;
• 1. экологическая;
2.демографическая;
• 3.энергетическая; сырьевая;
• 4.продовольственная;
• 5.использование ресурсов
• Мирового океана;
• 6.мирное освоение космоса;
7.преодоление отсталости
развивающихся стран.

5. Суть глобальных проблем и пути их решений.

• Проблема
мира
и
разоружения

проблема
предотвращения третьей мировой войны остается
важнейшей,
самой
приоритетной
проблемой
человечества. Во второй половине XX в. появилось ядерное
оружие и возникла реальная угроза уничтожения целых
стран и даже континентов, т.е. практически всей
современной
жизни.
Пути решения: Установление жесткого контроля за
ядерным и химическим оружием; Сокращение обычных
вооружений и торговли оружием; Общее сокращение
военных расходов и численности вооруженных сил.

6. Суть глобальных проблем и пути их решений.

• Экологическая

деградация
глобальной
экологической
системы,
в
результате
нерационального природопользования и загрязнение
её отходами человеческой деятельности. Пути
решения: Оптимизация использования природных
ресурсов в процессе общественного производства;
Охрана
природы
от
негативных
последствий
человеческой
деятельности;
Экологическая
безопасность
населения;
Создание
особо
охраняемых
территорий.

7. Суть глобальных проблем и пути их решений.

• Демографическая

продолжение
демографического
взрыва,
быстрый
рост
численности населения Земли и как следствие
перенаселение
планеты.
Пути
решения:
Проведение продуманной демографической
политики.

8. Суть глобальных проблем и пути их решений.

9. Суть глобальных проблем и пути их решений.

• Топливно-сырьевая — проблема надежного
обеспечения человечества топливом и энергией,
в результате быстрого роста потребления
природных
минеральных
ресурсов.
Пути
решения: Всё более широкое применение
нетрадиционных источников энергии и тепла
(солнечной, ветровой, приливной и т. д.). Развитие
атомной
энергетики;

10. Суть глобальных проблем и пути их решений.

• Продовольственная — по данным ФАО (организации
по продовольствию и сельскому хозяйству) и ВОЗ
(Всемирной организации по здравоохранению) в
мире голодают и недоедают от 0,8 до 1,2 млрд.
человек. Пути решения: Экстенсивный путь решения
заключается в расширении пахотных земель,
пастбищных
и
рыбопромысловых
угодий.
Интенсивный путь — это увеличение производства
сельскохозяйственной
продукции
за
счет
механизации,
химизации,
автоматизации
производства, за счет освоения новых технологий,
выведения
высокоурожайных,
болезнеустойчивых
сортов растений и пород животных.

12. Суть глобальных проблем и пути их решений.

• Использование ресурсов Мирового океана — на
всех этапах человеческой цивилизации Мировой
океан был одним из важнейших источников
поддержания жизни на Земле. В настоящее время
океан
это
не
просто
единое
природное
пространство,
но
и
природно-хозяйственная
система.
Пути
решения:
Создание
мировой
структуры морского хозяйства (выделение зон
нефтедобычи, рыболовных и рекреационных зон),
совершенствование
инфраструктуры
портовопромышленных комплексов. Охрана вод Мирового
океана от загрязнения. Запрещение военных
испытаний
и
захоронения
ядерных
отходов.

13. Суть глобальных проблем и пути их решений.

• Мирное
освоение
космоса.
Космос

глобальная
среда,
общее
достояние
человечества. Испытание разного рода оружия
может
угрожать
всей
планете
сразу.
«Замусоривание» и «засорение» космического
пространства.
Пути
решения:
«Немилитаризация» космического пространства.
Международное сотрудничество в освоении
космического пространства.

14. Суть глобальных проблем и пути их решений.

• Мирное освоение космоса.

15. Суть глобальных проблем и пути их решений.


Преодоление отсталости развивающихся стран — большая
часть населения мира живет в бедности и нищите, которые
можно считать крайними формами проявления отсталости.
Доход на душу населения в некоторых странах составляет
менее 1 долл. в день. Пути решения: Создание и
осуществление
программ
международной
помощи
отстающим странам. Безвозмездная экономическая и
финансовая
помощь
(строительство
промышленных
предприятий, больниц, школ). Новое время диктует и
появление новых проблем, решение которых задача
мирового сообщества. Одной из таких проблем можно
назвать — международный терроризм. Эта серьезная угроза
мирного, благополучного существования всего человечества.
Здоровье населения Земли и появление различных
инфекционных заболеваний, которые так же ставят под угрозу
саму основу существования жизни на планете Земля.

16. Суть глобальных проблем и пути их решений.

17. Суть глобальных проблем и пути их решений.

18. Суть глобальных проблем и пути их решений.

19. Комплексное решение ПРОБЛЕМ.

20. Заключение:

1. Глобальные проблемы — вызов человеческому
разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только
преодолеть. Причем преодолеть усилиями
каждого человека и каждой страны в жестком
сотрудничестве ради великой цели сохранения
возможности жить на Земле. Стоящие проблемы,
безусловно фундаментальны, и общество, как бы
оно ни было увлечено идеей наживы и надеждой
на реализацию принципа «золотого миллиарда»,
рано или поздно безоговорочно эволюционно
будет поставлено перед проблемой разработки
духовно-экологического императива. Хуже, если
такое понимание придет через Апокалипсис.

21. Спасибо за внимание!

English     Русский Правила

3 вопроса: Как философия может решить проблему изменения климата | MIT News

Наука и технологии являются важными инструментами для инноваций, и чтобы полностью использовать их потенциал, нам также необходимо сформулировать и решить многие аспекты сегодняшних глобальных проблем, которые коренятся в политических, культурных и экономических реалиях человечества. мир. Помня об этой миссии, Школа гуманитарных, гуманитарных и социальных наук Массачусетского технологического института запустила «Человеческий фактор» — продолжающуюся серию историй и интервью, освещающих исследования человеческого измерения глобальных проблем. По мнению редакции журнала  Nature  , эффективная постановка таких вопросов с учетом всех факторов, влияющих на проблему, является ключом к выработке успешных решений. Авторы этой серии также делятся идеями по развитию междисциплинарного сотрудничества, необходимого для решения основных глобальных проблем.

Киран Сетия — профессор философии в Школе гуманитарных, гуманитарных и социальных наук Массачусетского технологического института (SHASS), который изучает вопросы этики (включая этику изменения климата), эпистемологии и философии разума. Он является автором двух книг: «Причины без рационализма» и «Как отличить правильное от неправильного». SHASS Communications попросила его поделиться своими мыслями о том, как философия может помочь людям решить проблему изменения климата.
 
В : Как понимание философии может помочь людям принимать более правильные решения о том, как решать такие глобальные проблемы, как изменение климата?

A: Признают они это или нет, почти каждый, кто занимается глобальными проблемами человеческого благополучия, распределения ресурсов или будущего общества, занимается философией морали. Самая технократическая оценка затрат и выгод делает предположения о том, что считается затратами и выгодами: о ценности человеческой жизни и требованиях справедливости. Как писал Джон Мейнард Кейнс 80 лет назад, те, «кто считает себя совершенно свободным от любого интеллектуального влияния, обычно являются рабами какого-нибудь умершего экономиста» или философа.

Делая нашу этику более ясной, осознавая наши принципы и предпосылки, мы улучшаем наше моральное мышление. Это особенно верно, когда речь идет о вопросах государственной политики, когда они действуют в масштабах, не поддающихся интуитивным суждениям, и когда они угрожают нашему самодовольному желанию сохранить статус-кво.

Проблема изменения климата сложна во всех отношениях. Он уникален или необычен тем, что быстро выводит за пределы обычной области политической теории к более абстрактным и экзистенциальным вопросам. Почему мы должны заботиться о выживании человечества? Ответ меняет нашу оценку катастрофических рисков. Как мы должны думать о решениях, которые влияют на личность будущих людей? Если мы не будем бороться с изменением климата, люди, родившиеся через 50 или 100 лет, будут жить в нищете. Но им было бы не лучше, если бы мы поступили иначе: в той альтернативной истории их бы не было.

Наряду с проблемами идентичности существуют проблемы самого времени: экономисты часто не учитывают не только богатство, но и человеческое благополучие, когда они проецируют будущее. Поскольку она увеличивается из года в год, ставка дисконтирования затмевает другие факторы экономической оценки изменения климата. Какие формы дисконтирования являются этически оправданными? Философы размышляли над этими вопросами на протяжении десятилетий. Их идеи актуальны и сейчас.

В : Какие моральные вопросы нам необходимо решить как обществу, если мы хотим добиться успеха в совместной работе для достижения общих целей, таких как цели по сокращению выбросов, установленные Парижским соглашением 2015 года?

A: Мы знаем, что изменение климата нанесет огромный вред и что степень этого вреда зависит от нас всех. Многие согласятся с тем, что изменение климата является вопросом морали и что мы обязаны действовать. Но мало ясности на основе наших обязательств или в том, что именно они собой представляют.

Изменение климата непропорционально сильно повлияет на развивающийся мир, особенно сильно ударив по Индии и Африке. В узко экономических терминах недавнее исследование показало, что вероятные издержки потепления на 2 градуса составляют 5 процентов ВВП в Индии, 4 процента в Африке, но только 0,5 процента в Соединенных Штатах и ​​меньше в Китае. Эти факты касаются вопросов распределительной справедливости, даже независимо от причин изменения климата.

Когда мы обращаемся к истории, мы находим вопросы исправительного правосудия или реституции. Более половины всех выбросов приходится на США и Европу, которые пожинают плоды индустриализации. Насколько развитые страны могут нести ответственность за прошлые выбросы? Зависят ли теперь наши обязательства от степени нашего вклада в проблему?

А еще есть риск глобальной климатической катастрофы. Это то, что стоит за целью 2 градуса, принятой Межправительственной группой экспертов ООН по изменению климата и другими. За пределами 2 градусов существует опасность обратной связи в климатической системе, которая повысит средние температуры на 5 или 6 градусов, угрожая вымиранием человечества.

Является ли обязательство действовать в связи с изменением климата вопросом справедливого распределения, реституции или страхования от катастрофы? Ответы не эксклюзивны. Что должно быть в центре нашего внимания?

Эти вопросы соединяют теорию и практику, моральные принципы и политическую стратегию. Нам необходимо учитывать их при толковании «общих, но дифференцированных обязанностей» Парижского соглашения. Нам необходимо обратиться к ним, чтобы найти способы мотивировать действия в настоящем, влияние которых ощутят только будущие поколения. И нам нужно обращаться к ним, когда мы спрашиваем, насколько далеко можно идти на компромисс с идеалами справедливости во имя необходимости.

Насколько мы должны быть соучастниками энергетических компаний, чья бизнес-модель основана на катастрофическом уровне потребления ископаемого топлива? Или с корпорациями, которые спонсируют отрицание климата? Это вопросы для таких институтов, как MIT. В то же время мы как личности сталкиваемся с проблемой: сохранять надежду на будущее или продолжать действовать без нее.

Q : Как вы думаете, как курсы, которые вы читаете, такие как 24.02 (Моральные проблемы и хорошая жизнь), готовят студентов Массачусетского технологического института к тому, чтобы внести ценный вклад в лучший мир — будь то инженерия, наука или что-то еще? ?

A: Преподавание этики — дело рискованное. Если цель состоит в том, чтобы сделать людей лучше, остается открытым вопрос, является ли моральная философия наиболее эффективным средством. Некоторые философы опасаются, что это контрпродуктивно. Как однажды пожаловалась Аннет Байер, стандартное введение в этику «знакомит студента с множеством теорий и показывает разницу в руководстве, которое они дают. Мы, по сути, читаем курсы сравнительной моральной теории, и, как и курсы сравнительного религиоведения, их обычное воздействие на студента заключается в потере веры в любую из представленных альтернатив».

Одна из моих целей в 24.02 — представить моральную философию как нечто большее, чем тупик противоречивых взглядов. Моральный спор — это не игра с нулевой суммой: он порождает понимание и озарение. По крайней мере, когда они идут хорошо, такие курсы, как мой, готовят студентов к тому, чтобы изменить мир к лучшему, частично убеждая их в том, что стоит задуматься об этических вопросах, что они могут добиться прогресса в поиске ответов и что это меняет жизнь.

В опросе старшего поколения 2016 года более 20 процентов студентов Массачусетского технологического института заявили, что работа над социальными и политическими изменениями вообще не важна для них. Я не знаю, чем объясняется эта статистика, но я считаю своим долгом показать студентам некоторые из наших самых неотложных моральных проблем, включая глобальное изменение климата, и противостоять сомнениям в эффективности индивидуальных действий.

В то же время я хочу, чтобы учащиеся думали об этике за пределами решения проблем, исследовали не только требования морали, но и идеалы человеческого процветания. Что нужно для того, чтобы прожить хорошую и наполненную смыслом жизнь? Ценность философии частично инструментальна, инструмент для инноваций, творчества и гражданской активности. Но он призывает нас задуматься о том, что имеет значение само по себе, а не как средство для достижения цели или ответ на потребность, без которой нам было бы лучше.

Когда мы создаем процветание и прогресс, когда мы боремся с несправедливостью, за какие жизни мы боремся? Жизни, в которых философия занимает прочное место. Как пишет Джонатан Вульф с полезным преувеличением: «Медицина помогает нам жить дольше; научные достижения экономят наше время; но искусство и гуманитарные науки заставляют жить дольше, когда у нас есть время».


Интервью подготовлено MIT SHASS Communications
Редакционная группа: Эмили Хистанд, Кэтрин О’Нил

 

Четыре причины, почему философия актуальна как никогда

Что такое философия?

Философия изучает существование, знание, ценности, разум, разум и язык. Другими словами, это академическое исследование больших вопросов жизни. Это дисциплина, которую можно применить к любой области или предмету, и она помогает развивать навыки критического мышления. Философия является одной из древнейших дисциплин в мире, и ее история восходит к Древней Греции. Работы Платона и Аристотеля, которые были одними из первых философов, до сих пор изучают и читают. Философия оказала значительное влияние на многие области жизни и профессии, включая искусство, науку и политику.

1. Философия учит критическому мышлению

Философия учит критическому мышлению, побуждая студентов подвергать сомнению все, чему их учат. Студентам предлагается развивать свои собственные убеждения и думать самостоятельно. Это ценный навык, особенно в мире, где становится все труднее отличить факты от вымысла. Философия также учит студентов, как эффективно спорить. Это важно, так как позволяет учащимся защищать свои убеждения от противоположных аргументов и помогает им лучше понять взгляды других людей.

2. Философия может помочь людям понять себя

Философия может помочь людям понять себя и свое место в мире. Одним из основных преимуществ изучения философии является то, что она может научить нас подвергать сомнению наши предположения и убеждения. Многие из нас принимают определенные вещи как должное, даже не задаваясь вопросом, почему мы в них верим. Изучая, как формируются мысли и убеждения и как они развивались на протяжении истории, мы можем начать понимать нашу собственную структуру убеждений.

Философия также может предоставить нам основу для принятия этических решений и для изучения важных вопросов о жизни и смерти, смысле и цели. Изучая философию, студенты могут развивать свои навыки рассуждения и абстрактного мышления, которые необходимы для успеха в любой области.

3. Наука не может ответить на все вопросы

Сегодня наука является одним из важнейших компонентов нашей жизни. Мы в значительной степени полагаемся на него как по личным, так и по профессиональным причинам. Однако наука не может сказать нам, что делает что-то правильным или неправильным. Блогер Дэвид Кэлхун добавляет: «По своей сути философия — это стремление выяснить, что является истинным и стоящим, и что значит жить осмысленной и стоящей жизнью. Это что-то запретное для науки, потому что наука может сказать нам, как обстоят дела эмпирически, но она не может предписать, как мы должны жить. […] Короче говоря: наука помогает нам жить дольше, а философия помогает нам жить лучше».

4. Философия важна для бизнеса

На первый взгляд такая «мягкая» наука, как философия, может показаться не особенно актуальной для бизнеса. Однако это не может быть дальше от истины. С точки зрения бизнеса философия является важной и весьма актуальной областью изучения.

Сегодня компаниям необходимо подумать о том, как они будут работать через 10 лет, а также о том, каких сотрудников они хотят видеть в будущем. Философия — отличный способ взглянуть на проблемы, которые могут повлиять на компании в будущем: этические проблемы, такие как корпоративное гражданство или несправедливая трудовая практика; вопросы, касающиеся технологий, например, следует ли разрешить автоматизацию, поскольку она может заменить людей гораздо легче, чем раньше.

Франкфуртская школа финансов и менеджмента, профессор философии Кристин Тифензее, объясняет, что любой, кто хочет добиться успеха на ответственной руководящей должности в бизнесе, государственном управлении, политике или в обществе в целом, должен иметь важнейший набор навыков. Она добавляет: «Вам нужно будет быстро разобраться в сложных вопросах, собрать убедительные аргументы за или против предложенных предложений, отфильтровать важную информацию от не относящейся к делу, проверить непротиворечивость и обоснованность программных документов, решить, какие проблемы являются ключевыми, и определить вопросы, которые являются наиболее важными. до сих пор плохо поняты. Эти навыки строгого анализа, здравого аргумента и критического исследования являются хлебом с маслом философии: ни один предмет не тренирует нашу способность к последовательному, систематическому мышлению лучше, чем философия».

Однако эти навыки не ограничиваются миром бизнеса. Их можно применять практически в любом контексте — как профессиональном, так и личном.

5. Древние философы продолжают оказывать влияние на человечество

Хотя Платону и Аристотелю часто приписывают формирование будущих цивилизаций, и их влияние все еще ощущается сегодня, Publishers Weekly настаивает: «Древнегреческие философы Платон и Аристотель могут показаться квинтэссенцией мертвых Белые самцы, но на самом деле они очень даже живые.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>