Экологии в россии: Как менялось отношение к проблемам экологии в России за последние 20 лет

Год экологии в России

Год экологии в России

Президент России Владимир Путин 5 января 2016 года подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России был объявлен Годом экологии. Цель этого решения — привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.

Ключевыми решениями года стали внедрение эффективных природоохранных технологий, улучшение экологических показателей регионов, совершенствование системы управления отходами, сохранение водных, лесных и земельных ресурсов, развитие заповедной системы.

В рамках Года экологии во всех регионах страны прошли многочисленные мероприятия.

10 января 2019

Экологи бьют тревогу из-за пластика в водоемах

Ежегодно только из Петербурга в воду попадает около полутора тысяч тонн пластикового мусора.

27 декабря 2017

Крупным планом. Итоги Года экологии в России

В России подводят итоги Года экологии.

27 декабря 2017

Александр Варфоломеев. Итоги Года экологии в России: сохранение экосистемы озера Байкал

Александр Варфоломеев, представляющий в Совете Федерации законодательную власть Бурятии, в интервью телеканалу «ВМЕСТЕ-РФ» рассказывает о сохранении экосистемы Байкала.

27 декабря 2017

В Совете Федерации подвели итоги первой акции по сбору батареек

В Совете Федерации подвели итоги первой акции по сбору батареек. В Год экологии парламентарии собрали 45 килограммов универсальных аккумуляторов.

13 декабря 2017

Ирина Гехт. Итоги Года экологии в России: технологии в сфере водоснабжения

Заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ирина Гехт подводит итоги Года экологии.

12 декабря 2017

Матвиенко: Одним из главных достижений Года экологии стало создание стратегии экобезопасности

Одним из главных достижений Года экологии Валентина спикер СФ Матвиенко назвала создание Стратегии экологической безопасности на ближайшие восемь лет.

12 декабря 2017

Михаил Щетинин. Итоги Года экологии в России

Сенатор Михаил Щетинин рассказал в интервью телеканалу «ВМЕСТЕ-РФ» об основных итогах Года экологии в России.

12 декабря 2017

В Совете Федерации подвели итоги Года экологии

В Совете Федерации подвели итоги Года экологии, которым был объявлен 2017-й. Одним из главных достижений спикер СФ Валентина Матвиенко назвала создание Стратегии экологической безопасности до 2025 года.

12 декабря 2017

Победителей конкурсов рисунка «Природа родного края» и фоторабот «Экологические места России» наградили в СФ

Победителей конкурсов рисунка «Природа родного края» и фоторабот «Экологические места России» наградили во вторник в Совете Федерации. Дипломы детям лично вручила Валентина Мативенко.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 9
  • След.

Экологические итоги 2021 года

2021 год был во многом знаменательным. Знаменательным тем, что высшее политическое руководство вслух и на весь мир признало проблему изменения климата и тот факт, что страна должна идти по «Зелёному курсу».

Углеродная нейтральность: когда и как?

Россия пообещала прийти к углеродной нейтральности только к 2060 году и с большим количеством ложных решений. Эксперты климатического проекта российского Гринпис совместно с другими общественными организациями ещё полтора года назад разработали программу по борьбе с климатическим кризисом — «Зелёный курс России». В ней мы предложили конкретные шаги, как достичь углеродной нейтральности даже раньше 2050 года, перейдя к чистой энергетике, циклической экономике и устойчивому лесопользованию.  

В 2021 году мы опубликовали рейтинг регионов — уникальное исследование, в котором власти каждого субъекта РФ поделились своими наработками по сокращению выбросов парниковых газов. Пока что ни один регион нельзя назвать зелёным, но во многих из них есть правильные инициативы, которые, если их масштабировать, способствовали бы достижению углеродной нейтральности раньше заявленного срока. Мы подготовили и отправили в регионы рекомендации, основанные на существующих примерах лучшей практики, и из нескольких из них получили подтверждение, что они будут ориентироваться на них при разработке стратегий развития.

Кроме того, команда проекта отправилась в серию экспедиций по самым прорывным в развитии возобновляемой энергетики регионам России, чтобы своими глазами увидеть, как выглядят яркие примеры: крупнейшие ветропарки, солнечные станции и малые ГЭС, питающие зелёной энергией большую часть местных городов. В частности, в Кабардино-Балкарской Республике российский Гринпис подписал меморандум с местными властями, которые обязались снизить влияние энергетического сектора на окружающую среду. 

Руководитель направления «Климат и энергетика» в Гринпис Василий Яблоков принял участие в конференции ООН по проблеме изменения климата  COP26, чтобы следить за решениями конференции и убеждать её участников в необходимости принять меры для борьбы с климатическим кризисом. В результате работы НКО и активистов в финальных решениях COP впервые появились прямые призывы по сокращению использования ископаемого топлива, в частности угля. 

Но дальше возник вопрос альтернативы ископаемому топливу. И здесь власти активно продвигают использование атомной энергии. И как раз такое решение мы считаем ложным, в частности потому что атомные станции не могут не оставлять радиоактивных отходов и эту проблему пока не решила ни одна из стран. А иллюстрацией тому, что это стратегическая ошибка, стал ввоз в Россию  французского регенерированного урана. Против этого Гринпис выступил и в России, и во Франции. 

Куда смотрит Гринпис? · Спасет ли климат атомная энергетика

Борьба за лесное фермерство

Леса на заброшенных землях сельскохозяйственного назначения ещё одна важная тема. Это большой ресурс, который позволит полностью удовлетворить потребности людей в древесине, создать новые рабочие места, увеличить доход местного населения и смягчить изменение климата. Год назад правительство приняло постановление, которое даёт надежду на развитие лесного фермерства в России. 

Однако Минприроды явно против этой инициативы: оно дважды готовило поправки к постановлению, которые фактически запрещали использовать заброшенные сельхозземли для лесоводства и вынуждали собственников уничтожать лес на своей земле под страхом огромных штрафов. Первые поправки вышли в феврале — они получили резко отрицательную общественную оценку. Не одобрило их и Минэкономразвития. Наши сторонники отправили почти 140 тысяч обращений председателю правительства Михаилу Мишустину с просьбой сохранить леса на сельхозземлях. Вторые поправки вышли в начале декабря. 

Пока что у нас есть шансы убедить чиновников отказаться и от второй версии поправок Минприроды. Мы просим наших сторонников, которые следят за нашей работой и вместе с нами борются за сохранение лесов на сельскохозяйственных землях, поддержать наше обращение в правительство.

Заповедники — не для хозяйственных объектов

В апреле Дума Ставропольского края внесла в Государственную думу проект поправок в федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». Законопроект представлял серьёзную угрозу заповедной системе России, поскольку позволял исключать из любых заказников и памятников природы любые участки ради их хозяйственного использования. Поводом для внесения законопроекта было желание администрации Ставропольского края исключить из нескольких заказников и памятников природы участки для строительства различных объектов, включая велотерренкур — асфальтированную велотрассу. 

Мы предложили нашим сторонникам обращаться в Комитет по экологии Думы. И больше 95 тысяч человек откликнулись на наш призыв.

И вот, 11 ноября Комитет по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды предложил Государственной думе отклонить законопроект, после чего Ставропольская краевая дума отозвала законопроект и он был снят с рассмотрения. Не получили одобрения и аналогичные законопроекты, внесённые Законодательными органами Ямало-Ненецкого автономного округа и Челябинской области.

С весны до осени на пожарах

В этом году нам удалось осуществить давнишнюю мечту: создать специальную группу, которая будет бороться с пожарами в заповедниках, заказниках и национальных парках. Мы называем её сводным отрядом. Сводным, потому в него входят вместе с нами добровольцы и инспекторы особо охраняемых территорий из совершенно разных регионов страны. Подготовленные по специальной программе, они готовы быстро приехать в горящий заповедник или национальный парк за сотни, а то и тысячи километров, чтобы помочь справиться с огнём. И в этом году группа уже приезжала в Хакасию, в «Денежкин Камень» на Урале, в «Ленские столбы» в Якутии, в «Ладожские шхеры» в Карелии.

На основе космических снимков мы подсчитали площадь всех ландшафтных пожаров, которые произошли за ушедший год и нанесли их на карту. Такого ещё никто никогда не делал. В этой работе приняли участие почти 400 человек, в числе которых 350 волонтёров, приглашённые эксперты по геоинформационным технологиям и сотрудники Гринпис. А ещё мы сделали специальный дашборд, с помощью которого любой человек может следить за пожарной обстановкой в любой точке мира.

2021 год побил рекорды по площади лесных пожаров — 18,8 миллионов гектаров. Такого не было с начала XXI века.

Пожары случались и от сухих гроз — из-за изменений климата в этом году их было больше. Но всё-таки главной причиной были люди, которые оставляли непогашенные костры, бросали непотушенные окурки. И, как обычно, сжигали сухую траву по весне, а лесники — то, что осталось в лесу после рубок. Каждый год от таких выжиганий возникают огромные пожары. Поэтому мы написали в правительство и призвали его запретить пользоваться огнём в сельском и лесном хозяйстве. Предложили и другие важные меры: давать регионам больше денег на борьбу с пожарами, повысить зарплату тем, кто их тушит, и, конечно, честно говорить что, где и в каких масштабах горит.

Сильно горели в этом году и торфяники. И горели там, где раньше такого не случалось, по крайней мере в таком масштабе: в Тюменской области, около Екатеринбурга, в Ленинградской области. Те, что в Ленинградской области, удалось потушить: добровольцы и сотрудники Гринпис построили там плотины, вода затопила очаги и больше там ничего не горит.

А вот на Урале дымит до сих пор, несмотря на снег и морозы. И большинство очагов переживёт зиму. Если ничего не делать, весной снова могут загореться леса, повторится история этого года, возможно с новыми рекордами. Мы предложили губернатору Свердловской области помочь справиться с горящими торфяниками весной. Наше предложение было принято, и теперь мы вместе будем следить, чтобы после зимы очаги снова не разгорелись.

В этом году стало больше добровольческих групп. Волонтёры, которые помогали тушить пожары, решили сделать так, чтобы эта беда больше не повторялась. Так было в Башкирии, где объединились активисты поисково-спасательных отрядов, так было и в Карелии, где встретились совершенно незнакомые люди, объединённые желанием сохранить от огня то, что вокруг. Теперь в сообществе добровольных лесных пожарных появились две новые группы. А на Урале пожары сейчас отслеживают «Добровольцы быстрого реагирования» — реагирования в том числе и на природные пожары.

Выйти из мусорного кризиса

Вот уже несколько лет мы боремся за ограничение одноразового пластика в России. В этом нас поддержали и наши сторонники: вместе с нами 142 тысячи человек потребовали ввести такие ограничения, в марте мы передали их подписи вице-премьеру Виктории Абрамченко. И она услышала нас: на форуме «Чистая страна» она призвала не бояться и ограничить оборот материалов, которые невозможно переработать и трудно извлечь из потока коммунальных отходов.  

Полгода мы изучали, чтó принимают заготовители, составили список  пластиковых изделий, которые труднее всего поддаются переработке и скорее всего окажутся на свалке или отправятся на сжигание. Спустя несколько месяцев появился перечень из 28 одноразовых товаров, предложенных Минприроды к ограничению в рамках расширенной ответственности производителя и импортера, и этот список во многом совпадает с нашим. По словам Российского экологического оператора, ответственного за выполнение мусорной реформы, составители списка ориентировались на работы Гринпис. Но процесс ограничения откладывается на год: в декабре стало известно, что он начнётся в 2023 году и будет проходить постепенно. 

Но несмотря на то что запрет, которого мы добивались так давно, уже близко, на нашем пути встала новая преграда. Взамен одноразовых изделий из пластика власти могут выбрать такие же изделия, но из другого одноразового материала — бумаги, картона или биоразлагаемого пластика. Но это не выход из мусорного кризиса. Мы будем добиваться, чтобы одноразовые пластиковые изделия не только запретили, но и выбрали им правильные альтернативы — многоразовые.  

В 2021 году мы запустили кампанию по экологизации доставки готовой еды. Мы потребовали (и требуем до сих пор), чтобы сервисы привозили меньше мусора, использовали многоразовые контейнеры и запустили программы по переработке. Результаты не заставили себя ждать: спустя несколько недель после старта нашей кампании Российский экологический оператор тоже призвал онлайн-ретейл и доставку еды отказаться от излишней и неперерабатываемой упаковки и переходить на многоразовую тару. 

Помимо этого, мы провели масштабное и уникальное исследование отходов: буквально копались в мусоре! Всё лето в разных регионах страны мы изучали «хвосты» — отходы, которые остались после прохождения сортировки. «Хвосты» отправляют на полигоны или мусоросжигательные заводы. В результате мы узнали, что реже всего попадает в  переработку.

Кстати, о сжигании отходов. Несмотря на то, что в Европе мусоросжигание признали технологией, которая противоречит циклической экономике, в России её всё же хотят масштабно развивать. Вице-премьер Виктория Абрамченко и советник президента Руслан Эдельгериев, раскритиковали мусоросжигательные заводы, но амбициозные планы по строительству 30 таких заводов всё ещё на повестке дня.

Вместе с нашими сторонниками мы и Альянс против сжигания и за переработку отходов собрали на сайте Российской общественной инициативы 100 тысяч подписей за отказ от мусоросжигания.

Помимо строительства МСЗ власти планируют развивать и другие технологии сжигания отходов — на инсинераторах и в виде топлива из отходов (RDF-топлива) — и тратить на это бюджетные средства. Сжигание будет угрожать здоровью людей из-за вредных выбросов и затормозит развитие переработки и повторного использования в России. Поэтому мы требуем отказаться от государственной поддержки технологий сжигания отходов и вместо этого поддерживать более экологичные меры. 

Спасти китов и дельфинов

Все ещё помнят историю «китовой тюрьмы» в Приморье, когда 11 косаток и 90 белух были незаконно выловлены для продажи в китайские океанариумы. Тогда, в 2019 году, потребовалось вмешательство миллионов неравнодушных людей и высших чинов государства, чтобы животные обрели свободу. Вскоре после этого экологической общественности удалось добиться включения плотоядной косатки в Красную книгу России. Позже власти ввели временный запрет на вылов китообразных в учебных и культурно-просветительских целях до 2023 года. Однако полного запрета так и нет.

В 2021 году мы как никогда раньше приблизились к законодательному запрету на вылов и эксплуатацию в неволе косаток, дельфинов, белух и других китообразных. Сейчас в Государственной Думе на рассмотрении находятся сразу два проекта поправок в федеральный закон «О рыболовстве». Весь этот год мы активно поддерживали запрет вылова, собрали более 170 тысяч подписей под петицией в поддержку полного запрета.

Активисты Гринпис провели акцию в небе над «китовой тюрьмой», чтобы привлечь внимание общественности и Госдумы и показать, что тюрьма всё ещё ждёт новых узников. В Госдуме отреагировали: попросили Генпрокуратуру проверить вольеры.

Представитель российского Гринпис вместе с другими общественниками пришёл на рассмотрение законопроекта в аграрном комитете Думы и отстаивал необходимость запрета на вылов китов. Комитет не смог отвергнуть инициативу благодаря широкой общественной поддержке и множеству обращений наших сторонников.

Куда смотрит Гринпис? · Как спасти китов и дельфинов

Если необходимые изменения в законодательство будут приняты, Россия, наконец, станет одной из тех стран, где высокоорганизованных морских млекопитающих — китообразных — не ловят ради шоу. Эти законодательные инициативы нуждаются в нашей общей поддержке.

Мы немалого добились в этом году с вашей помощью, но ещё многое предстоит сделать, и добиться успеха мы сможем только действуя сообща, только если вы поддержите нашу работу, как вы это делали всегда.

Мы благодарны вам за поддержку и надеемся, что вы будете с нами и дальше.

биоразнообразие дикие животные добровольные лесные пожарные законы климат лес лесное хозяйство мусоросжигание особо охраняемые природные территории пластик пожары раздельный сбор энергетика ядерные отходы

Интересные публикации

Экопривычки инфлюенсеров

Россия пока не выбралась из мусорного кризиса: продолжают расти свалки, время от времени возникают протесты…

Ксения Сабинина 06/01/2023

Через тернии к лесу

Выращивание леса — долгий, но очень увлекательный процесс. Казалось бы, ничего сложного, однако за этим…

Юлия Давыдова 23/12/2022

Инструкции

Российский экологический журнал | Дом

Электронный ISSN
1608-3334

Печатный ISSN
1067-4136

Абстрагировано и проиндексировано в
  1. АГРИКОЛА
  2. Список BFI
  3. БИОСИС
  4. Байду
  5. Биологические рефераты
  6. ЧАСЫSS
  7. ЦНКИ
  8. CNPIEC
  9. Химическая реферативная служба (CAS)
  10. Текущее содержание/ Сельское хозяйство, биология и науки об окружающей среде
  11. Размеры
  12. Академический поиск EBSCO
  13. Коллекция биомедицинских справочников EBSCO
  14. Служба обнаружения EBSCO
  15. Источник энергии и мощности EBSCO
  16. Инженерный источник EBSCO
  17. ЭБСКО Окружающая среда
  18. ЭБСКО МастерФАЙЛ
  19. Источник EBSCO STM
  20. EBSCO Исследования дикой природы и экологии по всему миру
  21. ЭМБиология
  22. Инженерная деревня – GEOBASE
  23. Академия Google
  24. Японское агентство науки и технологий (JST)
  25. Journal Citation Reports/Science Edition
  26. Мета
  27. Навер
  28. OCLC WorldCat Discovery Service
  29. Портик
  30. ProQuest-ExLibris Primo
  31. ProQuest-ExLibris Summon
  32. SCIMago
  33. СКОПУС
  34. Расширенный индекс научного цитирования (SCIE)
  35. Служба обнаружения сети TD
  36. Список UGC-CARE (Индия)
  37. ВТИ АГ
  38. Ванфанг
  39. Зоологическая запись
Информация об авторских правах

3 История развития экологических неправительственных организаций в России

Посетите NAP.

edu/10766, чтобы получить дополнительную информацию об этой книге, купить ее в печатном виде или скачать бесплатно в формате PDF.

« Предыдущая: 2 Вводные замечания

Страница 5 Делиться Цитировать

Предлагаемый цитирование: «3 История развития экологических неправительственных организаций в России». Национальный научно-исследовательский совет. 2001. Роль экологических НПО: российские вызовы, американские уроки: материалы семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10240.

×

Сохранить

Отмена

Галий И.А.

Институт социологии

Начало устойчивого развития в России как политической задачи было установлено указом президента и конкретизировано в виде социально-экономической программы в ходе Первого Всероссийского конгресса по охране окружающей среды.

Направление на достижение баланса между экономическим развитием и сохранением природы было задано в период коренной трансформации всего общественного строя в стране в последнее десятилетие ХХ века.

С одной стороны, это должен был быть позитивный процесс, поскольку подход к устойчивому развитию можно было изначально принять в процессе структурных преобразований.

С другой стороны, самые сложные процессы происходят в социальной сфере. Развитие новой социальной структуры означало появление новых действующих лиц на экополитической арене. Выяснилось, что неправительственные некоммерческие экологические организации (НПО) имеют наилучшую образовательную и экспериментальную базу. История их развития насчитывает более 30 лет. Все остальные структуры были разработаны в ходе государственной реорганизации в конце XIX в.80-х годов, в том числе Госкомприроды, экологические отделы промышленных предприятий, органы охраны окружающей среды в областных администрациях.

Общественное сознание стало приобретать экологическую направленность лишь в начале перестройки, когда экологические проблемы стали одними из первых свободно освещаемых вопросов в средствах массовой информации (журналы, ТВ, радио). До этого в средствах массовой информации не освещались острые проблемы экологического нарушения. Публиковались газетные статьи, воспевавшие природу лишь в общих чертах.

Страница 6 Делиться Цитировать

Предлагаемый цитирование: «3 История развития экологических неправительственных организаций в России». Национальный научно-исследовательский совет. 2001. Роль экологических НПО: российские вызовы, американские уроки: материалы семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10240.

×

Сохранить

Отмена

В конце 1990-х годов стало возможным говорить о системе природоохранных структур, способах их взаимодействия и технологиях, способствующих сотрудничеству. Однако разнообразие моделей социально-экономического развития разных регионов России привело к разнообразию таких систем.

В связи с остротой экологических проблем, многообразием социально-экологического развития регионов, развитием процессов децентрализации предполагается сохранение за государством лидирующих позиций в формировании единообразного для всей страны природоохранного законодательства. Также он берет на себя функции контроля. Однако рычаги управления экономикой и охраны природы принадлежат региональным акторам.

Таким образом, гражданские инициативы населения о качестве окружающей среды остаются стимулятором формирования и реализации политики.

ИСТОРИЯ НКО

Старейшей общественной природоохранной организацией является Российская природоохранная организация (РЕПО), созданная в советское время. Изначально это была полуофициальная структура, выполнявшая некоторые природоохранные функции сегодняшнего Госкомэкологии, но юридически оставаясь общественной организацией.

В 1960-х годах из студентов и преподавателей университетов были сформированы отряды охраны природы (НПТ). Эти группы занимались в основном мониторинговой деятельностью. Боролись с браконьерством (рыбалка, охота, рубка деревьев к Новому году, сбор и продажа полевых весенних цветов). НПТ помогли сохранить природные заповедники. Основными формами взаимодействия НПТ с государством были письма протеста и сбор подписей, с обращениями в органы государственной власти за помощью в решении экологических проблем.

Таким образом, общественные экологические организации приобрели большой опыт самоорганизации и самоуправления, навыки решения экологических проблем только собственными силами и взаимодействием с органами государственной власти. Они были готовы к подготовке различных документов (в том числе по созданию общественных организаций), разработке экологических программ, участию в общественно-политических мероприятиях. Поэтому в конце 1980-х годов они возглавили создание местных организаций, основанных на инициативе общественности, которые распространились по всей стране. НПО были созданы в каждом крупном городе и в большинстве малых городов. Движение ДНЯО стало частью общероссийского экологического движения.

В это время деятельность НПО носила преимущественно протестный характер. В результате был остановлен ряд экологически опасных проектов: разворот рек с севера на юг, повышение уровня воды в Чебоксарах,

Page 7 Делиться Цитировать

Предлагаемый цитирование: «3 История развития экологических неправительственных организаций в России». Национальный научно-исследовательский совет. 2001. Роль экологических НПО: вызовы России, уроки Америки: материалы семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10240.

×

Сохранить

Отмена

строительство Катунской ГЭС и строительство ряда атомных электростанций.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ

В условиях текущего экономического кризиса с падением промышленного производства экологическое движение сократилось. На смену ему пришли небольшие НПО, которые сегодня продолжают традицию народных инициатив и инициатив различных профессиональных организаций в сфере экологической деятельности — например, экологического менеджмента, экологической экспертизы, научных исследований, образования.

Суровые экологические условия потребовали создания зонтичных организаций на федеральном уровне. Это международные организации — Социально-экологический союз (СОЭС) и Зеленый Крест, а также российские — Российское экологическое движение, Российский социально-экологический союз.

Созданы региональные общественные объединения, например: «Спасите реку» (Поволжье), Ростовское антиядерное движение, Молодежное экологическое движение Татарстана, Вологодское общественное движение.

Для содействия мобилизации ресурсов создано несколько российских региональных ресурсных центров: Координационно-информационный центр Социально-экологического союза (Москва), Экоцентр «Дронт» (Нижний Новгород), Институт содействия общественным инициативам (Москва) и Центр содействия общественным инициативам (Саратов). Их основными функциями являются сбор и распространение данных, обучение, обмен опытом НПО, предоставление финансовых ресурсов и организация встреч, семинаров, конференций и конгрессов.

Ряд российских организаций специализируются на своей экологической деятельности: развитие заповедников, экоменеджмент, экспертная экспертиза, исследования, образование, техническая помощь. К таким организациям относятся Центр охраны дикой природы, Центр экологической политики, «Эколайн», Институт социальной экологии, Ассоциация «Экосоциология», Ассоциация социально-экологического образования.

РЕПО продолжается в составе экологического общества. Функции региональных отделений РЕПО разнообразны. РЕПО на региональном уровне представляет собой ресурсный центр, предоставляя место встречи, юридический адрес и услуги телефонной связи. Эта функция в основном досталась в наследство от советских времен. Иногда РЕПО может предусматривать использование оргтехники — компьютера, факс-модема, принтера, копировального аппарата. Важным направлением деятельности РЕПО является экологическое образование и обучение. Также РЕПО часто получает финансовую поддержку от экологических фондов региональных властей.

Движение ДНЯО помогает привлечь новых членов в экологическое движение. Но наиболее активны члены ДНЯО предыдущих поколений. В начале 1990-х годов Российская партия зеленых и Российская партия

Страница 8 Делиться Цитировать

Предлагаемый цитирование: «3 История развития экологических неправительственных организаций в России». Национальный научно-исследовательский совет. 2001. Роль экологических НПО: вызовы России, уроки Америки: материалы семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10240.

×

Сохранить

Отмена

Основано

Созидательного экологического движения (КЕДР). Партия зеленых участвует в выборах, разрабатывает идеологию и политические программы на всех уровнях — центральном, региональном, местном. КЕДР, как политическая единица, активно участвует в предвыборных кампаниях, но пока не имеет положительных результатов.

Особое место в современном движении занимают радикальные зеленые объединения. Среди них международные организации «Хранители радуги» и российский «Гринпис». Их деятельность связана с экологически опасными проектами, такими как ввоз и захоронение радиоактивных отходов из-за рубежа. Они призывают власти и промышленные круги сотрудничать с российскими зелеными организациями.

Основными проблемами развития НПО в настоящее время являются привлечение новых членов и финансирование. Обе эти проблемы напрямую связаны с глубоким экономическим кризисом. Население, обеспокоенное физическим выживанием из-за низкого уровня заработной платы и задержек с выплатой заработной платы, сегодня не в состоянии решать проблемы качества окружающей среды, не говоря уже о новых действиях. Финансирование деятельности НПО невозможно из источников внутри страны. Основная поддержка осуществляется иностранными благотворительными фондами, которых недостаточно.

Основными направлениями деятельности российских общественных организаций являются охрана природы, антиядерная борьба, экологическое образование и воспитание, оздоровление городской среды, борьба с химическим загрязнением (особенно в связи с уничтожением химического оружия), формирование экологической политики и разработка экологических программ и восстановление водоемов и крупных массивов леса.

Российские НПО можно разделить на пять групп.

Защитники природы: Биологи и другие специалисты-профессионалы, участвующие в процессе охраны природы. Особенно их интересуют заповедники.

Альтернативисты: Новое поколение сторонников эко-анархизма и сообщества. Они предпочитают радикальные действия и занимаются разработкой теории экологически ориентированного общества и его идеологических основ.

Глубинные экологи (или традиционалисты): Представители российской интеллигенции, стремящиеся к гармонии человека и природы, достижимой путем добровольного самоограничения, использования традиционных форм общественной жизни и технологий.

Гражданские инициативы: Группы активистов, обеспокоенных местными экологическими проблемами. Они используют любые методы, от протестов до сотрудничества с властями и другими социальными структурами.

Прагматики: Городские жители, характеризующиеся своей вовлеченностью в политический процесс. Они считают, что изменить экологические условия можно только тогда, когда у экологов есть авторитет.

В настоящее время российское экологическое движение должно выжить экономически и повысить свою эффективность. С учетом процесса демократизации и ориентации прогресса на устойчивое развитие под эффективностью понимается рост влияния на общество и участия в принятии решений.

Страница 9 Делиться Цитировать

Предлагаемый цитирование: «3 История развития экологических неправительственных организаций в России». Национальный научно-исследовательский совет. 2001. Роль экологических НПО: российские вызовы, американские уроки: материалы семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10240.

×

Сохранить

Отмена

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВЛАСТЬЮ

В процессе принятия решений определяются сущность и масштабы взаимодействия НПО и власти. Другими словами, речь идет об усилении роли НПО на экополитической арене.

Новая политическая ориентация на устойчивое развитие в официальных государственных экологических документах создает возможность более тесного взаимодействия экологического движения с властными структурами всех уровней. Взаимодействия могут быть не только в форме напряжения или протеста, но и в форме сотрудничества и консультаций.

Органы охраны окружающей среды всех уровней постепенно становятся основными партнерами НПО. Они становятся двумя основными взаимодействующими участниками экополитики. Такой двойной подход имеет место, когда общественный интерес высок. Также масштаб участия НПО зависит от готовности властей к такому участию.

Законодательная база для реализации такого процесса имеется. Определены конкретные механизмы общественного участия: законодательные требования к общественным слушаниям; право на общественную экологическую экспертизу проектов до или параллельно с государством; право общественности на участие в оценке воздействия на окружающую среду; и возможность влиять на представителей правительства.

Участие общественности также реализуется путем включения экоактивистов в правительство. Известны многочисленные случаи, когда лидеры НПО становились руководителями региональных природоохранных органов или работали в таких федеральных органах, как Минприроды и Государственная Дума.

Специализированные НПО, в состав которых входит большое количество ученых, стали партнерами правительства в выполнении конкретных природоохранных мероприятий, особенно в развитии заповедников. Особых успехов в этом направлении добились экоактивисты Экологического центра «Дронт» г. Нижнего Новгорода. Кроме того, они исследуют качество окружающей среды — воздуха, почвы и водных бассейнов. Некоторые НКО имеют собственные лаборатории, а в некоторых случаях мониторинг проводят детские коллективы под руководством ученых, как, например, в Рязани. НПО играют важную роль в оценке экологических нарушений здоровья. Краснопресненский районный фонд охраны природы и здоровья населения обнаружил в центре Москвы два крупных района с высокой заболеваемостью раком. Санитарно-эпидемиологическая служба ничего не знала об этой проблеме. В результате правительство вынудило несколько предприятий покинуть город. НПО также занимаются очисткой рек и берегов от мусора, а также садоводством в городах. Примеры — активисты из Нижнего Новгорода, Владимира и Вологды.

Органам охраны окружающей среды необходима помощь общественных организаций и общественности в выявлении экологических нарушений, а также поддержка общественности в устранении проблем.

Страница 10 Делиться Цитировать

Предлагаемый цитирование: «3 История развития экологических неправительственных организаций в России». Национальный научно-исследовательский совет. 2001. Роль экологических НПО: российские вызовы, американские уроки: материалы семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10240.

×

Сохранить

Отмена

Также в суды стали чаще обращаться общественные организации, особенно по делам об оспаривании права собственности на землю, незаконной вырубке леса, строительстве парковок. Строительство российскими бизнесменами дач в зеленых зонах привело к конфликтам с местными НПО в Новосибирске, Владимире и Череповце.

НПО активно сотрудничают с органами законодательной власти всех уровней. Две московские организации юристов и экологов «Экоправо» и «Экология и справедливость» участвуют в разработке федеральных законов и активно помогают экоактивистам на региональном уровне.

Еще одной значимой формой участия в процессе принятия решений являются референдумы по экологическим проблемам, которые невозможно решить другими методами, например, попытки строительства новых атомных электростанций.

Взаимоотношения НПО с промышленными предприятиями выявили последствия загрязнения, которые требуют штрафных санкций, использования новых технологий и контроля со стороны правительства. НПО совместно с органами охраны окружающей среды устанавливают нормы допустимых выбросов промышленных предприятий, которые должны регулярно пересматриваться. Но промышленные предприятия по-прежнему остаются одним из главных противников экологического движения.

Нынешние российские власти ищут пути выхода из экономического кризиса, который сопровождается постоянной политической нестабильностью. Комплексные действия в сфере охраны окружающей среды невозможны без опоры в политической системе. Базу составят такие краеугольные камни, как общественное сознание, способность к самоорганизации, уровень знаний, навыков и опыта управленческих структур, готовность федерального правительства к созданию государственной стратегии в сфере экологии. Это будет зависеть и от теоретических и практических основ взаимодействия общества и природы.

Начался новый этап развития экополитического процесса. Для него характерна ориентация федеральных властей на выход из экономического кризиса с помощью максимального использования природных ресурсов. Первые шаги правительства по реструктуризации федеральных органов управления (ликвидация двух основных природоохранных организаций) отражают эту направленность.

В этих условиях представляется вероятным, что деятельность экологического движения будет иметь важное значение для определения уровня активности государства в области охраны окружающей среды.

Страница 5 Делиться Цитировать

Предлагаемый цитирование: «3 История развития экологических неправительственных организаций в России». Национальный научно-исследовательский совет. 2001. Роль экологических НПО: российские вызовы, американские уроки: материалы семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10240.

×

Сохранить

Отмена

Страница 6 Делиться Цитировать

Предлагаемый цитирование: «3 История развития экологических неправительственных организаций в России». Национальный научно-исследовательский совет. 2001. Роль экологических НПО: российские вызовы, американские уроки: материалы семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10240.

×

Сохранить

Отмена

Страница 7 Делиться Цитировать

Предлагаемый цитирование: «3 История развития экологических неправительственных организаций в России». Национальный научно-исследовательский совет. 2001. Роль экологических НПО: российские вызовы, американские уроки: материалы семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10240.

×

Сохранить

Отмена

Страница 8 Делиться Цитировать

Предлагаемый цитирование: «3 История развития экологических неправительственных организаций в России». Национальный научно-исследовательский совет. 2001. Роль экологических НПО: российские вызовы, американские уроки: материалы семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10240.

×

Сохранить

Отмена

Страница 9 Делиться Цитировать

Предлагаемый цитирование: «3 История развития экологических неправительственных организаций в России». Национальный научно-исследовательский совет. 2001. Роль экологических НПО: российские вызовы, американские уроки: материалы семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10240.

×

Сохранить

Отмена

Страница 10 Делиться Цитировать

Предлагаемый цитирование: «3 История развития экологических неправительственных организаций в России».

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>