суть и виды современного дизайна. История возникновения и развития дизайна
192301
- Виды дизайна
- История дизайна
Дизайн (от английского — design — «проектировать») — это совокупность действий человека или группы людей по художественному конструированию всевозможных изделий. Дизайном также называют результат процесса проектирования предметов или объектов (например — дизайн самолета или книги).
Дизайн играет огромную роль в современном мире, особенно — в промышленном производстве. Дизайнеры в процессе разработки проекта не только стремятся создать максимально функциональное изделие, но и учитывают его ценность с точки зрения эстетики.
Виды дизайна
Дизайн — это очень объемное понятие, которое включает огромное количество разнообразных процессов деятельности, направленных на создание того или иного продукта. В зависимости от сферы применения (назначения) различают следующие виды дизайна:
- Архитектурный. Включает детальную разработку проекта будущего здания или сооружения с учетом действующих строительных нормативов.
- Интерьерный. Направлен на создание комфортной и эстетически привлекательной среды проживания людей в помещениях.
- Транспортный. Используется для проектирования комфортабельных и надежных транспортных средств (автомобилей, самолетов, поездов, кораблей).
- Игровой. Предназначен для разработки уникального геймплея (набора доступных игрокам вариантов действий в разных ситуациях, условий победы и проигрыша, уровней сложности).
- Книжный. Определяет все нюансы художественного оформления, типографского набора и редактирования текста.
- Ландшафтный. Включает комплекс мероприятий, направленных на благоустройство территории с учетом архитектурных, биологических и культурных аспектов.
- Дизайн мебели. Объединяет все виды деятельности по разработке предметов мебели для жилых, коммерческих, производственных помещений.
- Дизайн одежды, обуви и аксессуаров. Испытывает сильное влияние модных тенденций и культурных традиций, удовлетворяет важную потребность человека выглядеть красиво и стильно.
- Дизайн городской среды. Разрабатывается с целью создания комфортной среды обитания жителей крупных населенных пунктов, простоты и безопасности их перемещения по улицам и площадям.
- Арт-дизайн. Неразрывно связан с интерьером и мебелью, помогает гармонично вписать в окружающую обстановку предметы искусства.
- Футуродизайн. Используется для разработки смелых новаторских проектов, которые можно будет внедрить в производство в будущем.
- Звуковой. Включает процесс создания оригинальных звукошумовых эффектов, востребован в кинопроизводстве, на телевидении, в шоу-бизнесе и при создании компьютерных игр.
- Световой. Применяется для внедрения креативных идей в сфере красочного светового оформления праздников, фестивалей и авторских художественных инсталляций.
- Веб-дизайн. Направлен на создание удобных для пользователя интерфейсов сайтов и онлайн-приложений.
Процесс разработки дизайна нельзя назвать однообразной работой. Напротив, дизайнерам-художникам постоянно приходится творить — придумывать и воплощать в своих проектах революционные идеи в самых разных сферах жизни человека.
История дизайна
История дизайна неразрывно связана с развитием промышленного производства. Но даже в первобытном обществе наши далекие предки при изготовлении элементарных орудий труда учитывали их функциональность и эстетические свойства.
Слово «дизайн» появилось в повседневном обиходе людей в XVI веке сначала в Италии, а затем и в остальных странах Европы. В те времена в него вкладывали иной смысл, словосочетание disegno intero означало первый набросок будущего произведения искусства или оригинальную идею, возникшую в голове художника.
В середине XIX века на фоне бурного промышленного роста и усиления конкуренции возникла потребность в новаторских методах разработки продукции. Промышленники начали больше внимания уделять проектированию новых образцов, чтобы завоевать внимание покупателей.
В конце XIX века в Англии возникло арт-движение «Искусства и ремесла» (Arts & Crafts). Его главными вдохновителями были Джон Рёскин (John Ruskin) и Уильям Моррис (William Morris). Они выступали против безликого индустриального производства и призывали разрабатывать продукцию с учетом ее эстетической и художественной ценности. Рёскин и Моррис впервые в мировой истории сформировали главные принципы теории дизайна, которые в будущем нашли широкое применение в промышленности.
В начале ХХ века в составе руководства многих крупных предприятий появились художники. Они помогали владельцам фирм вырабатывать собственный корпоративный стиль и принимали участие в разработке новых образцов продукции.
В 1920-х годах возникли первые школы преподавания дизайна (ВХУТЕМАС в СССР и Баухауз в Германии). Тогда же появились дипломированные специалисты-дизайнеры в разных сферах промышленного производства.
С начала 30-х годов ХХ века на рынке труда капиталистических стран становится востребованной профессия дизайнера. С этого времени спрос на хороших специалистов в этой сфере деятельности постоянно держится на высоком уровне.
В послевоенные годы даже в странах социалистического лагеря важность промышленного дизайна становится очевидной. Основы проектно-художественной деятельности включают в программы обучения многих высших учебных заведений технической направленности. В США и Западной Европе печатаются фундаментальные научные труды теоретиков искусства по дизайну, ведутся активные дискуссии на эту тему, возникают многочисленные объединения художников-дизайнеров.
В наши дни дизайнерским объектом можно по праву назвать практически любое новое готовое изделие промышленности во всех сферах деятельности человеческого общества. Дизайнеры активно участвуют во всех этапах создания новых продуктов: от разработки оригинальной идеи до оценки результатов их продаж на рынке.
На портале Very Important Lot посетители имеют прекрасную возможность принять участие в арт-аукционах и приобрести шедевры антиквариата, созданными выдающимися дизайнерами прошлого. Здесь же можно напрямую купить картины у современных художников для интерьера или для пополнения своей коллекции достойными экземплярами.
- Добавить фото
Вы можете отправить одновременно до 4 фотографий
Больше новостей
Орден Красного Знамени — пионер в наградной системе Советского Союза
Русский музей на VK Fest 2018
Граффити Бэнкси, посвященное жертвам террористических атак, украли в ПарижеДжон Сингер Сарджент — художник, которому платили по пять тысяч долларов за портрет
Эмиль Клаус — бельгийский художник, подаривший миру яркий и солнечный стиль живописи под названием люминизм
Картина «Русалки» Ивана Крамского — отражение народных традиций и мистических верований украинского народа
Ян Фабр: убегающий от стандартов
Картина «Гибель „Челюскина‟» Федора Решетникова — идея единения в борьбе за жизнь
Правила маркетинга при продаже предметов искусства: какова их роль?
Картина Эдуарда Мане «Олимпия» вызвала скандал и глумление толпы
Что такое дизайн — простое определение — Алексей Шевчук на vc.
ruДизайн до сих пор трактуется максимально широко — в определение включают всё, от инженерии до способа решать задачи. Понятного определения нет даже у Темы Лебедева. Году в 2012 в тусовке искусствоведов и дизайнеров мы рассуждали, чем дизайн отличается от искусства. Сегодня готов подвести черту под этим вопросом и сформулировать, что же такое «дизайн». Кстати, из этого определения будет следовать, что искусство —
2298 просмотров
Почему так важно дать определение?
Сложно приземлять процесс, который каждый видит по-своему. В одних странах дизайн развивается как бы сам по себе, в других требует поддержки, но непонятно, какой именно. Сложно развивать и критиковать дисциплину настолько обтекаемую. Какие к ней применить метрики и во что конкретно инвестировать?
Какие определения уже есть
Всё настолько сложно, что даже у Артемия Лебедева в Ководстве нет нормального определения дизайна, не считая фраз «дизайн — это война» и «дизайн — это такая же наука, как шахматы — спорт «. В книге другого автора, которую издала студия Лебедева, находится такое определение:
Дизайн — это процесс создания правильных вещей и исправления неправильных.
Ральф Каплан
World Design Organization еще в 1959 дала определение промышленного дизайна, которому посвящены 2 раздела сайта WDO. Вот полная версия этого определения. Привожу целиком, чтобы вы понимали, что четкого понимания нет даже у них.
Industrial Design is a strategic problem-solving process that drives innovation, builds business success, and leads to a better quality of life through innovative products, systems, services, and experiences. Industrial Design bridges the gap between what is and what’s possible. It is a trans-disciplinary profession that harnesses creativity to resolve problems and co-create solutions with the intent of making a product, system, service, experience or a business, better. At its heart, Industrial Design provides a more optimistic way of looking at the future by reframing problems as opportunities.
It links innovation, technology, research, business, and customers to provide new value and competitive advantage across economic, social, and environmental spheres.
Промышленный дизайн — это стратегический процесс решения проблем, который стимулирует инновации, способствует успеху в бизнесе и ведет к повышению качества жизни за счет инновационных продуктов, систем, услуг и опыта. Промышленный дизайн ликвидирует разрыв между тем, что есть, и тем, что возможно. Это междисциплинарная профессия, которая использует творческий подход для решения проблем и совместного создания решений с целью сделать продукт, систему, услугу, опыт или бизнес лучше. По своей сути промышленный дизайн предлагает более оптимистичный взгляд на будущее, переосмысливая проблемы как возможности. Он связывает инновации, технологии, исследования, бизнес и клиентов, чтобы обеспечить новую ценность и конкурентное преимущество в экономической, социальной и экологической сферах.
World Design Organization
Срезаем лишнее
Двигаясь к определению дизайна, давайте срежем с него лишнее, уже вошедшее в другие области. Так заботы о функциях давайте оставим инженерам. Функция — это назначение, практическая работа объекта: у кастрюли — варить, у плаката — сообщать информацию, у транспорта — перевозить людей и грузы. В случае плаката есть особенность: тут дизайнер действительно отвечает и за функцию тоже, поэтому дизайнера можно назвать инженером плаката.
За вычетом функции, то есть прямого назначения останется ряд других важных инженерных вопросов (что будет вариться в кастрюле и на какой поверхности). Если убрать и их, останется тот самый, непонятный, с трудом поддающийся определению вклад дизайнера, который и нужно назвать.
Этот непонятный вклад дизайнера часто сводят к эстетике. И это неудивительно, ведь дизайнер работает над свойствами, которые мы воспринимаем органами чувств. Распутываем клубок эстетики с помощью Википедии. Эстетика — это учение о сущности и формах прекрасного. Прекрасное воплощает красоту. Красота — это совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. То есть в результате работы над эстетикой продукта мы получаем физические свойства, которые хорошо, то есть гармонично отвечают ожиданиям органов чувств человека. Гармония — это соединение и соответствие противоположных элементов. Гармоничное соединение — это простое соединение.
Все это касается эстетически приятной кастрюли или плаката. Но хорошим дизайном мы называем не только эстетически приятный указатель в метро, но и тот, который эффективно сообщает ориентиры движения. Если он будет только лишь приятен глазу и нести возложенную функцию — указывать — этого будет явно недостаточно. Другое дело, если он расположен на комфортной высоте с учетом направления потока людей и освещения, а также всех прочих указателей и типичных для этой точки в городе сценариев людей. Эстетикой это точно не назовешь, инженерам тоже не поручишь. В чем же здесь дизайн?
Спойлер: эргономику продукта мы не срезаем, и она очень даже входит в дизайн. Международная ассоциация эргономики определяет ее так:
«Эргономика — научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы».
Объект дизайна — взаимодействия людей
В примере с навигацией в метро работа дизайнера заключается в том, чтобы обеспечить максимально гармоничное, то есть простое взаимодействие человека с носителями навигации и шире — с метрополитеном и городом. На этом уровне дизайн синонимичен UX (user experience — пользовательский опыт, сфера разработки продуктов, благодаря которой вам комфортно открывать этот сайт и пользоваться им). Если же мы говорим, например, о дизайне логотипа, то здесь дизайн упрощает взаимодействие человека с брендом.
Дизайна не для людей не существует. Отличие дизайна от UX в том, что он упрощает взаимодействия не пользователей интерфейса, а людей, со всеми органами чувств и особенностями восприятия. Если бы речь шла о взаимодействии роботов, определить дизайн было относительно просто, ведь «восприятие» робота измеримо и предсказуемо, как и варианты взаимодействий. Но речь идет о взаимодействии людей с объектами.
Итак, определение дизайна звучит так:
Дизайн — это сфера деятельности, целью которой является упрощение взаимодействий человека.
Дизайн настолько же сложен, гибок, динамичен и глубок, насколько сложны человеческое восприятие, физиология и человеческие сценарии. Именно они вносят неразбериху в термин. Дизайн в итоге близок к эргономике, но шире. Со временем в эргономике выделилась максимально похожая дисциплина — макроэргономика, которая исследует и проектирует систему в целом, учитывая все факторы: технические, социальные, организационные; как внешние к системе, так и внутренние.
Какую пользу дает это определение
Такой подход к дизайну позволяет разграничить зоны ответственности, определиться с KPI дизайнера, а ценообразование дизайнерских работ сделать прозрачнее. Чем больше аспектов взаимодействия учитывается в дизайне, тем он дороже. Это целый каскад работ.
1. На базовом, самом дешевом, уровне это аспекты физиологические: визуальный, обонятельный, тактильный. Композиция, цветовые сочетания и прочие эстетические факторы.
2. Сценарно-технологический уровень предполагает учет моделей потребления. Если это плакат, то где будет висеть, как крепиться, как и кем должен демонтироваться. Если кастрюля, пусть её можно будет держать одной рукой. На этом же уровне учитываются «интеграции», чтобы новая серия тарелок гармонично вписывалась в наборы посуды, которые вы купили в в том магазине 5 лет назад.
3. Эмоциональный уровень нужен, чтобы сумма уровней 1 и 2 соответствовала ожиданиям ЦА и подчеркивала ценности бренда.
Люди взаимодействуют не только с объектами
Улыбка прохожему и «привет» при встрече незнакомца на лестничной клетке — тоже примеры взаимодействия, который сложно назвать эргономикой. Но это дизайн повседневного общения, призванный сглаживать углы и очеловечивать каждое столкновение людей с людьми. Им никто специально не занимался, но это тоже дизайн.
Язык — тоже инструмент взаимодействия людей друг с другом. Тот, кто попытается улучшить это взаимодействие, может претендовать на звание дизайнера языка.
Что же с искусством?
Художник, писатель, музыкант — это дизайнер, помогающий улучшить взаимодействие человека с окружающей действительностью. Со времен первобытного искусства художники выносили внутренние и внешние конфликты в произведения. Восприятие искусства помогает разрешить конфликты. Отличие от привычного дизайна в том, что он работает с объектами, у которых есть своя самостоятельная функция. Искусство работает с объектами/произведениями, у которых такой функции нет, разве что, их функция — примирить, подружить человека с миром.
Конструктор Определение и значение | Британский словарь
4 СТАТЬИ НАЙДЕНЫ:
- дизайнер (существительное)
- дизайнер (прилагательное)
- дизайнерский наркотик (существительное)
- дизайнер интерьера (существительное)
1 дизайнер /dɪˈzaɪnɚ/ существительное
множественное число дизайнеры
1 дизайнер
/dɪˈzaɪnɚ/
существительное
множественное число дизайнеры
Britannica Словарь определения ДИЗАЙНЕРА
[считать]
:
человек, который планирует, как что-то новое будет выглядеть и быть сделано
:
человек, который создает и часто производит новый продукт, стиль и т. д.
Она является одним из ведущих дизайнеров в мире моды.
Он дизайнер и инженер автомобильной компании.
Она была дизайнером обложки книги.
лодка/одежда/компьютер/костюм конструктор
Веб (сайт) конструктор
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
— см. также дизайнер интерьеров
2 дизайнер /dɪˈzaɪnɚ/ прилагательное
2 дизайнер
/dɪˈzaɪnɚ/
прилагательное
Britannica Dictionary определение ДИЗАЙНЕРА
всегда используется перед существительным
1
:
создан известным дизайнером
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
2
:
очень модно и популярно
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
3
технический
:
научно измененная из обычной или естественной формы
дизайнер продукты питания
дизайнер эстроген
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
дизайнер — Англо-русский словарь на WordReference.
com
| Слушание: Великобритания: * Великобритания и, возможно, другие произношения и, возможно, другие произношения/D ɪ ˈzaɪnə R /US: USA произношение: IPA и Destellingusa Произно zī ′ nər) ⓘ Одна или несколько тем на форуме точно совпадают с вашим поисковым запросом на испанском | на французском | английские синонимы | английские словосочетания | Английский Использование | Конъюгатор | в контексте | картинки Приложения WR: Android и iPhone Слово дня WordReference Random House Learner’s Dictionary of American English © 2022 дизайнер•ер н. [число]
прил. [ перед существительным ]
См. -знак-. WordReference Random House Unabridged Dictionary of American English © 2022 Designer (di zī ′ nər), произношение США n.
прил.
Коллинз Краткий английский словарь © HarperCollins Publishers :: Дизайнер / Dɪˈzaɪn Chorps Devisis и DemanceS, Who Devises и DeSaRess, Who Devises и DeSaRess, Who Devises и DeSaRess, Who Devises и DeSaRess, Who Devises и DeSaRseS. искусства, одежды, машин и т. д. ‘ дизайнер ‘ также встречается в этих статьях (примечание: многие из них не являются синонимами или переводами): Аалто — Адриан — Альберс — Андруэ дю Серсо — Аппиа — Армани — Эшли — мост Бейли — Бакст — Баленсиага — Бальмейн — Барри — Бить по — Бенц — Брэгдон — Брейер — стул Брейера — Браунинг — Брюнель — Бёрн-Джонс — Карден — Каслон — Кассини — Кастильо — Шанель — Чиппендейл — Кокто — Курреж — Крейг — Кранах — Кран — Даше — Диор — Дюфи — Дайсон — Имс — Истлейк — Эйфелева башня — Эрте — Фархи — Феррари — Фогарти — Фоккер — Гауди и Корнет — Готье — Геддес — Живанши — Гуди — Гранжон — Гропиус Найдите слово «дизайнер» в Merriam-Webster |