Социализация – что такое в обществознании, каковы ее этапы у человека кратко
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 144.
Обновлено 19 Ноября, 2021
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 144.
Обновлено 19 Ноября, 2021
Человек, как создание природы, при рождении получает набор биологических характеристик. Социальный опыт, нравственные ценности и ориентиры не передаются по наследству, не заложены в наших генах. Для того, чтобы стать полноценной личностью, необходимо усвоить их в процессе жизни. Узнаем, какой процесс называют социализацией, какую роль он играет в жизни человека.
Понятие социализации
Социализация в обществознании — это процесс усвоения человеком норм поведения, необходимых для полноценной жизни в обществе. Он начинается с момента рождения ребёнка и продолжается в течение длительного времени. От того, насколько успешно он пройдёт, зависит формирование личности.
На протяжении жизни большинство из нас меняет привычки и предпочтения, взгляды на окружающую действительность, ценности и ориентиры.
По мнению исследователей, личность становится социально зрелой примерно к 21 году. Результатом социализации является поведение, соответствующее общепринятым нормам. Если усвоение опыта и ценностей прошёл с нарушениями, поведение человека становится отклоняющимся.
Агенты социализации
Агенты социализации человека — это те люди, группы и структуры, которые оказали существенное влияние на усвоение им норм поведения и социального опыта. Некоторые из них оказывают постоянное воздействие, другие встречаются в нашей жизни время от времени. В зависимости от этого выделяются первичные и вторичные агенты. Кратко рассмотрим их особенности.
- К агентам первичной социализации относится ближайшее окружение: родители, братья и сёстры, дедушки и бабушки. Отличительной чертой данных лиц является выполнение ими одновременно нескольких функций. Например, отец воспитывает, заботится, защищает, учит. Некоторые исследователи включают в данную группу друзей.
- Агенты вторичной социализации — это люди и учреждения, влияющие на поведение человека, формирование его личности: школа, одноклассники, сослуживцы, коллеги. Как правило, они выполняют одну-две функции. Например, трудовой коллектив помогает в деятельности, университет обучает и воспитывает.
Влияние агентов социализации на жизнь человека отличается в разном возрасте. Например, в первые годы жизни главная роль в процессе принадлежит родителям, а также близким родственникам. В подростковом периоде повышается роль друзей, кумиров из мира музыки или спорта.
Этапы социализации
Существует множество классификаций этапов социализации: по возрастам, по видам деятельности, по сферам общественной жизни. Остановимся на наиболее популярной, основывающейся на психологическом подходе.
- Стадия адаптации происходит с момента рождения до подросткового возраста. Определение модели поведения в этот период зависит от первичных агентов. Основным механизмом усвоения социального опыта является подражание. Учёные считают, что личность формируется на 70 % в детском возрасте: ребёнок узнаёт, что такое хорошо и плохо, знакомится с нормами поведения, учится выполнять социальные роли.
- На этапе идентификации у человека возникает желание выделиться среди других.
- Этап интеграции состоит во внедрении в общество, нахождении своего места в нём.
- Во время трудовой стадии человек применяет полученные знания на практике, преобразовывает окружающую среду под собственные потребности и интересы.
- Послетрудовой этап характерен для пожилого возраста. В этот период для человека имеет значение передача опыта следующим поколениям.
Что мы узнали?
Социализация — это процесс усвоения человеком норм поведения в обществе. Агентами первичной социализации являются близкие люди (семья, друзья), вторичной социализации — люди, группы, учреждения, влияющие на поведение (школа, спортивная команда). Процесс продолжается на протяжении всей жизни, проходит несколько этапов.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 144.
А какая ваша оценка?
Социализация личности
Личность – это совокупность социально значимых качеств человека;
совокупность социальных и духовных свойств человека, зависящих от его включения в общественную жизнь и культуру посредством его деятельности и общения.
Личность формируется на биологической основе, благодаря освоению человеком социального и культурного опыта. Но биологическая природа человека сама по себе не может создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются биологическим (генетическим) путём. Поэтому для превращения человека как биологического существа в социального индивида и личность необходим процесс, который обозначается понятиями «социализация» и «социальная адаптация».
Социализация – это усвоение индивидом социальных и культурных норм, а также освоение им различных социальных ролей.
Обществу не безразлично, какой личностью станет индивид в результате социализации. От этого зависит его отношение к другим людям, способ решения конфликтов, готовность гармонично сочетать личные и общественные интересы.
Поэтому мы также можем с вами говорить о том, что социализация – это приучение человека к жизни в обществе, превращение его в полноценного члена общества.
Процесс социализации протекает всю жизнь – с самого рождения человека и до старости. В ходе социализации человек осваивает множество социальных норм и социальных ролей, учится взаимодействовать с другими, в этом процессе формируется его «Я». Человек становится социальным существом.
Расширение и углубление социализации происходит в сфере деятельности, сфере общения и сфере самосознания.
В сфере деятельности происходит расширение видов социализации, ориентировка в системе каждого вида деятельности, выделение главного в ней, её осмысления.
В сфере общения происходит расширение круга общения, углубление его содержания, развитие навыков общения.
В сфере самосознания происходит формирование образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли и другое.
Большую роль в процессе социализации играют агенты социализации – это люди и учреждения, ответственные за обучение индивида культурным нормам и усвоение им социальных ролей.
Выделяют первичную и вторичную социализацию.
Первичная социализация охватывает детство и юность, то есть период от рождения до формирования зрелой личности.
В процессе первичной социализации происходит приобретение общекультурных знаний, освоение начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей.
Агентами первичной социализации являются ближайшее социальное окружение человека: семья, родственники, друзья (все те, кто связаны с индивидом личными отношениями).
Для социализации в детском возрасте наиболее важны малые первичные группы. В них человек осваивает различные социальные роли. В них происходит формирование «Я» человека. Каждый человек формирует своё «Я», основываясь на реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт, смотрясь в них, как в зеркало.
Большую роль в социализации индивида играют так называемые значимые другие.
Значимый другой – это общий термин для обозначения человека, который имеет важное значение. Его оценки и одобрение для жизни индивида очень важны, поскольку он их не только принимает, но и добивается.
Такие личности оказывают наибольшее влияние на формирование собственного «Я» при социализации. В качестве «значимых других» могут выступать родители, учителя, тренер спортивной команды, сверстники, более взрослые участники игр ребёнка, то есть все те люди, у которых ребёнок стремится перенять их роли и подражать им.
Агенты первичной социализации универсальны и могут выполнять множество разных функций. Например, родители – обеспечивают средствами существования, воспитывают, учат, являются друзьями.
Вторичная социализация – это процесс развития социально зрелой личности, связанный главным образом с овладением специальными знаниями и навыками.
Агенты вторичной социализации – это формальные организации, официальные учреждения: администрация школы, вуза, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, работники средств массовой информации, лидеры партий и так далее.
Если агенты первичной социализации наиболее сильно влияют на человека в первой половине жизни, хотя их воздействие сохраняется всю жизнь, то агенты вторичной социализации (их называют также институтами социализации) преобладают во второй половине жизни человека и выполняют, как правило, одну-две социальные функции (например, школа даёт знания, церковь – духовное общение, СМИ – информацию и идеологическую обработку).
Принято выделять следующие этапы социализации: начальный, средний и завершающий.
Начальный этап социализации приходится на ранние детские годы, когда речь идёт о приучении ребёнка к жизни в обществе. На данном этапе ключевую роль играет семья.
Начальная социализация не похожа на обучение в школе или институте. Обучение знаниям или профессии и обучение жизни – вещи разные. Школа не может научить девочку или мальчика быть хорошей домохозяйкой или заботливым отцом, тактичным или весёлым человеком.
В детстве примерно на 70% формируется человеческая личность, и если социализация в семье происходит плохо, человек может так и не стать полноценной личностью.
На среднем этапе социализация прежде всего проходит в процессе обучения.
На данном этапе самым главным агентом социализации выступает – школа. В определённом возрасте ребёнок проводит в ней значительную часть жизни. Здесь он продолжает развиваться как личность в коллективе, учится преодолевать трудности, у него формируется самооценка, которая остаётся с ним на всю жизнь. Поскольку школа представляет собой часть более обширной социальной системы, она обычно отражает доминирующую культуру с её ценностями и предрассудками. В школе ученик, помимо знаний, усваивает социальные правила, обогащает свой социальный опыт в результате взаимодействия с учителями и сверстниками.
Завершающий этап – это социализация взрослого человека, осваивающего новые социальные роли.
Существует ещё один подход к выделению этапов социализации, который связан с именем американского психолога Джорджа Герберта Мида. Данный подход получил название теории ролей.
Согласно данной теории принято выделять следующие этапы социализации:
· имитация – когда дети копируют поведение взрослых, не понимая его мотивов. Мама или папа убирают в квартире, а дети им «помогают», используя свой игрушечный пылесос или любой предмет, хотя бы отдалённо напоминающий то, чем пользуются в данный момент взрослые;
· игровая стадия – дети копируют не просто отдельные действия, а социальные роли. Играя в дочки-матери, они говорят со своими куклами ласково или сердито, ставят их в угол. Воспроизводят модель отношений между родителями, принятую в их семьях. При этом они не только опробуют разные способы воздействия на других людей, но и учатся воспринимать впечатление о себе. Особенно когда меняются ролями;
· коллективная игра – здесь уже речь идёт не о понимании одного партнёра, а об осознании интересов и ожиданий группы. Как при игре в футбол: есть какие-то общие правила, есть игровая стратегия команды. Человек учится оценивать своё поведение не только с собственной точки зрения и точки зрения другого индивида. Он сравнивает то, что делает, с существующими стандартами, общественными правилами, законами, нормами. Личность идентифицирует себя с социальным окружением. То есть относит себя к определённой социальной общности.
С понятием социализации неразрывно связано и понятие социальной адаптации – это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств.
Показателями адаптации могут быть: успешное выполнение индивидом своих социальных ролей, его высокий социальный статус, общая психологическая удовлетворённость социальной средой и многое другое.
Как мы с вами видим, социализация –это сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит, как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность.
В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы:
1. Что такое личность?
2. Что такое социализация?
3. Чем отличается первичная социализация от вторичной социализации?
4. Кто такой «значимый другой»?
5. Назовите и охарактеризуйте этапы социализации.
6. Что такое социальная адаптация?
Значение, виды и агенты социализации Социальные науки
Значение социализацииСоциализация – это процесс, посредством которого индивиды приобретают языки, убеждения, ценности и технические навыки своего общества. Социализация — это жизненный процесс, из которого мы всегда учимся. Процесс изучения культуры сообщества называется социализацией. Каждое общество сталкивается с необходимостью сделать из каждого рожденного в нем ребенка ответственного члена. Ребенок должен узнать ожидания общества, чтобы на его поведение можно было положиться. Он должен усвоить групповые нормы. Общество должно социализировать каждого члена, чтобы его поведение было осмысленным с точки зрения групповых норм.
Типы социализацииСуществует два типа социализации:
- Первичная социализация
- Вторичная социализация
Первичная социализация: рождение беспомощного ребенка. Большую часть того, что он узнает, он получает благодаря усилиям пожилых людей.
Вторичная социализация: Это время, когда человек достаточно взрослый, чтобы учиться самостоятельно. Он учится новым ролям, новым навыкам и новым способам.
Агенты социализацииСуществует множество агентов социализации, посредством которых люди социализируются в сообщество. They are:
- The family and home
- Peer group
- The school or educational institutions
- Religious organizations
- Mass media
- Age group
- The community
- Voluntary organizations
Это первый опыт ребенка в мире. Это основной агент социализации; так как все мы знаем, что каждый ребенок рождается в семье. Социализированные взрослые члены семьи учат ребенка языку, базовым ценностям, например, как разговаривать со старшими и т. д.
Группа сверстниковКогда ребенок растет, он ходит в школу и играет со своей возрастной группой. У этих товарищей по играм или групп сверстников есть свои правила и положения, которым должны подчиняться участники. Например. Ребенок учится вести себя в группе.
ШколаПроцесс социализации, начавшийся дома, продолжается и в школе. В школе ребенку дается всестороннее образование по физическому развитию (психомоторное), поведенческому развитию (аффективное) и интеллектуальному развитию (познавательное).
Религиозные учрежденияЧерез религиозные учреждения членов учат желаемым ценностям, таким как любовь, верность, честность и т. д. Все это повышает осведомленность детей и взрослых о том, что происходит вокруг них и во всем мире.
Возрастная группаВ любом традиционном обществе возрастная группа является наиболее важным фактором социализации.
СообществоСообщество определяет приемлемые способы поведения членов. Он восхваляет и чтит тех, кто соблюдает его правила и предписания, а тех, кто не подчиняется, позорят и наказывают.
Добровольные организацииК ним относятся Красный Крест, Бригада мальчиков, Ротари-клуб, Клуб безопасности дорожного движения и т. д. Они прививают своим членам определенные навыки и ценности.
ОЦЕНКА
- Дайте определение социализации.
- Назовите и объясните два типа социализации.
- Каково значение социализации.
- Назовите пять агентов социализации.
- Какой из агентов социализации первичен?
Присоединяйтесь к дискуссионному форуму и выполняйте задание : Найдите вопросы в конце каждого урока. Нажмите здесь, чтобы обсудить свои ответы на форуме
Объявление: Получите БЕСПЛАТНУЮ Библию : Обрести истинный покой. Нажмите здесь, чтобы узнать, как получить БЕСПЛАТНУЮ Библию.
По вопросам размещения рекламы/партнерства пишите [email protected]
Загрузите наше бесплатное мобильное приложение для Android : Сохраняйте свои данные при использовании нашего бесплатного приложения. Нажмите на картинку, чтобы скачать. Нет подписки.
Мы заинтересованы в продвижении БЕСПЛАТНОГО обучения. Расскажите своим друзьям о Stoplearn.com. Нажмите кнопку «Поделиться» ниже!
Insights from Social Cognition — Northwestern Scholars
Социализация — это процесс, посредством которого людям помогают стать членами своих социальных групп. Результаты социального познания и кросс-культурной психологии предлагают два основных взгляда на процесс социализации. Во-первых, основные принципы социального познания подразумевают, что непосредственное окружение действует как агент социализации, активируя и подавляя структуры знаний и тем самым формируя познание и поведение. Во-вторых, поскольку непосредственная среда влияет на познание и поведение, усилия по социализации должны включать изменение среды для достижения оптимального эффекта. Мы обсуждаем различные примеры социализации через конфигурацию ближайшего окружения, например ритуалы и использование физических артефактов. Наш обзор связывает основные социальные когнитивные механизмы с процессами социализации, которые обычно рассматриваются на более высоких уровнях анализа.
Original language | English (US) |
---|---|
Pages (from-to) | 93-106 |
Number of pages | 14 |
Journal | Social and Personality Psychology Compass |
Volume | 4 |
Issue number | 2 |
State | Published — 2010 |
- АПА
- Автор
- БИБТЕКС
- Гарвард
- Стандарт
- РИС
- Ванкувер
Кесебир, С. , Уттал, Д. Х., и Гарднер, В. Л. (2010). Социализация: выводы из социального познания: Социализация: выводы из социального познания. Компас социальной психологии и психологии личности , 4 (2), 93-106.
@article{1639cc7c970843a49c895633a7e21ac6,
title = «Социализация: выводы из социального познания: Социализация: выводы из социального познания»,
abstract = «Социализация — это процесс, посредством которого людям помогают стать членами своих социальных групп. Выводы Социальное познание и кросс-культурная психология предлагают два основных взгляда на процесс социализации. Во-первых, основные принципы социального познания подразумевают, что непосредственное окружение действует как агент социализации, активируя и подавляя структуры знаний и тем самым формируя познание и поведение. Факторы непосредственной окружающей среды в познании и поведении, усилия по социализации должны включать модификацию окружающей среды для достижения оптимального эффекта. Мы обсуждаем различные примеры социализации через конфигурацию непосредственной среды, такую как ритуалы и использование физических артефактов.Наш обзор связывает основные социальные когнитивные механик sms к процессам социализации, которые принято трактовать на более высоких уровнях анализа.»,
автор = «Селин Кесебир и Уттал, {Дэвид Х} и Гарднер, {Венди Л}»,
год = «2010»,
язык = «Английский (США)»,
объем = «4»,
страниц = «93—106»,
журнал = «Компас социальной и психологии личности»,
issn = «1751-9004»,
издатель = «John Wiley and Sons Ltd»,
номер = » 2″,
}
Кесебир, С., Уттал, Д. Х. и Гарднер, В. Л. 2010, «Социализация: выводы из социального познания: Социализация: выводы из социального познания», Социальная психология и психология личности Compass , vol. 4, нет. 2, стр. 93-106.
Социализация: выводы из социального познания : Социализация: выводы из социального познания. / Кесебир, Селин; Уттал, Дэвид Х; Гарднер, Венди Л.
В: Компас социальной и психологии личности, Vol. 4, № 2, 2010, с. 93-106.
Результат исследования: Вклад в журнал › Статья
TY — JOUR
T1 — Социализация: выводы из социального познания
T2 — Социализация: понимание социального познания
Au — Kesebir, Selin
Au — Uttal, David H
Au — Gardner, Wendi L
Py — 2010
Y1 — 2010
N2 — Социализация процесс, посредством которого индивидам помогают стать членами своих социальных групп. Результаты социального познания и кросс-культурной психологии предлагают два основных взгляда на процесс социализации. Во-первых, основные принципы социального познания подразумевают, что непосредственное окружение действует как агент социализации, активируя и подавляя структуры знаний и тем самым формируя познание и поведение. Во-вторых, поскольку непосредственная среда влияет на познание и поведение, усилия по социализации должны включать изменение среды для достижения оптимального эффекта. Мы обсуждаем различные примеры социализации через конфигурацию ближайшего окружения, например ритуалы и использование физических артефактов. Наш обзор связывает основные социальные когнитивные механизмы с процессами социализации, которые обычно рассматриваются на более высоких уровнях анализа.
AB — Социализация — это процесс, посредством которого людям помогают стать членами своих социальных групп. Результаты социального познания и кросс-культурной психологии предлагают два основных взгляда на процесс социализации. Во-первых, основные принципы социального познания подразумевают, что непосредственное окружение действует как агент социализации, активируя и подавляя структуры знаний и тем самым формируя познание и поведение. Во-вторых, поскольку непосредственная среда влияет на познание и поведение, усилия по социализации должны включать изменение среды для достижения оптимального эффекта. Мы обсуждаем различные примеры социализации через конфигурацию ближайшего окружения, например ритуалы и использование физических артефактов.