Бикарьерная семья это: Бикарьерная семья: причины возникновения и особенности функционирования

Содержание

Феномен современной бикарьерной семьи



 

Министерство науки и образования Российской Федерации

Марийский государственный технический университет

Кафедра социальных наук и технологий

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Феномен современной бикарьерной семьи»

 

 

 

                                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Йошкар-Ола

2009 год


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1.              ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ СЕМЬИ

2.              ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИКАРЬЕРНОЙ  СЕМЬИ

2.1. Функции семьи

2.2. Понятие бикарьерная семья

3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ  В БИКАРЬЕРНОЙ СЕМЬЕ

3.1.Диагностика семейных отношений супругов

3. 2. Коррекционная программа  по установлению  супружеских отношений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45

 

 

Введение

 

Каждое общество формирует семью по образу и подобию своему. Семья-это общество в миниатюре, со всеми его достижениями, противоречиями. В настоящее время семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений. Возрастает число разводов, снижается рождаемость, хотя увеличивается рождение детей, рождённых вне брака, ежегодно около 1 миллиона детей остаётся без одного из родителей, доля неполных семей достигает 15% по стране, растёт преступность и что особенно опасно, увеличивается число преступлений совершаемых подростками. Поэтому семья является важным объектом оказания помощи в современном обществе. При этом следует учитывать, что многие формы права, регулирующие отношения семьи и государства, пришли в противоречия, потому что не соответствуют современным потребностям семьи и общества. Большинство законов, затрагивающих вопросы семьи, малоэффективны или вообще не действуют. Все это требует принятия неотложных мер по укреплению и развитию социального института семьи. С вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 05.10.2002 № 1129 проблемы семьи стали решаться более активно, помощь и поддержка семьи реализуется в значительно большем объеме, чем прежде.

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении все своей жизни. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества, необходимые для жизни каждого человека. Под функциями семьи понимают направление деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи. В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Исследователи единодушны в определении таких функций, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная.

В настоящее время проблема взаимоотношений в семье является одной из центральной и вместе с тем трудноразрешимых проблем психолого- педагогических наук. Внимание многих психологов во всем мире сконцентрировано на вопросах внутрисемейных отношений (Аккерман Н., Ковалев С.В., Минухин С., Фишман Ч., Браун Дж, Кристенсен Д, Сатир В, Эйдемиллер Э., Юстицкис В., Дружинин В.Н., Мишина Т.М.)

В современном обществе выделяются бикарьерные семьи.

Бикарьерная семья — семья, в которой работают оба супруга, претендующие на профессиональный рост и самоутверждение в публичной сфере. В такой семье есть реальная основа для формирования эгалитарного типа взаимоотношений, не проявляется или проявляется в меньшей степени мужское доминирование, в меньшей степени присутствует экономическая зависимость женщины. Вопросы распределения обязанностей и ответственности могут быть решены на основе договоренностей. Если в семье есть дети, то часто уход за ними и их воспитание поручается родственникам старшего поколения, наемным работникам или передоверяется государственным и негосударственным детским учреждениям различного уровня.

Феномен современной бикарьерной семьи, в которой и муж, и жена способны строить карьеру и никто не жертвует своим успехом ради другого. К сожалению, как показывает опыт, подобный тип отношений характерен в первую очередь для интеллигентных и обеспеченных семейных пар. Но, к сожалению, вопрос о влиянии профессиональной деятельности на взаимоотношения в семье мало изучен.

Зачастую жизненные обстоятельства складываются таким образом, что человеку приходиться останавливать свой выбор на такой профессиональной деятельности, которая не всегда благоприятно действует на его эмоциональное и физическое состояние. Что может привести, в некоторых случаях, к возникновению внутрисемейных конфликтов.

Целью данной курсовой работы является исследование отношений в современных бикарьерных семьях.

Объект исследования: семейные взаимоотношения в бикарьерной семье.

Предметом исследования являются характер взаимоотношений в семье.

Для достижения указанной цели в работе сформулированы следующие основные задачи:

1) провести анализ существующих научных подходов отечественных и зарубежных исследователей к проблеме исследования;

2) провести практическое исследование семейных  отношений супругов;

3) проанализировать полученные данные.

Гипотезы исследования: Мы предполагаем, что на отношения в бикарьерной семье существенным образом влияет уровень удовлетворенности браком супругов.

Методы исследования: теоретические методы, включающие изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы (тестирование, наблюдение, беседа).

Практическое значение исследования состоит в том, что результаты исследования используются в индивидуальном и семейном психологическом консультировании. Материалы исследования способствуют повышению эффективности функционирования психологических служб, оказывающих помощь современной городской семье.

Организационная база исследования. Исследование проводилось с 25 семейными парами.

 

 

 

 

 

 

1.      ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ СЕМЬИ

 

Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах “Идеального государства” в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой “Истории” отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи.

Аристотель, критикуя проекты “идеального государства”, развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют “селения”, а соединение “селений” –государство.

Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель. Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия “брак” и “семья”, различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями “брак” и “семья” существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

У истоков утверждения исторического взгляда на брак и семью стоит швейцарский ученый И. Бахофен (1816-1887), автор работы “Материнское право”. Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана (1818—1881) “Древнее общество”. Позднее обоснование происхождения, и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс отмечал, что “семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество”. Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей формы в высшую. В. И. Ленин, также отметил, что в развитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения. Значит, семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.

Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека.

Возникновение и развитие семьи, семейно- брачных отношений, роли семьи в жизни общества и каждого индивида в отдельности на протяжении многих веков занимали лучшие умы человечества. Тем не менее семейные отношения не являются сегодня досконально изученными, в них остается много спорных вопросов. Общепризнанным считается взгляд на семью как на продукт длительного исторического развития. За долгую историю своего существования она изменилась, что связано с развитием человечества, совершенствованием форм общественного регулирования отношений между полами. Некоторые из этих форм были свойственны отдельным племенам, другие имели более широкое распространение. Общим была их зависимость от определенного уровня социально- экономического развития общества.

Половые отношения в первобытном человеческом стаде носили животноподобный характер. Они проявлялись в неупорядоченных половых связях среди мужчин и женщин этого стада. Такие отношения, будучи сопряжены с конфликтами, драками и другими негативными проявлениями, вносили дезорганизацию в жизнь первобытного стада, для выживания которого требовались сплоченность и единство в обеспечении условий существования. В результате сложилась объективная потребность — ввести общественные санкции, направленные на упорядочение половых отношений. Важнейшим из этих запретов стал запрет на половые связи между кровными родственниками (предками  и потомками, родителями и детьми), в результате чего стал формироваться род. Таким образом, в первобытном обществе складываются первые механизмы (табу, обычаи) социального регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленные на поддержание непрерывности жизни. Иными словами, возникают брачные отношения между полами.

Возникновение родовой общины и функционирование группового брака привели к новой угрозе для выживания людей: росту числа неполноценных детей как результата кровного родства отца и матери, автономному существованию каждого рода, ограничению социальных связей с другими  общинами. Для устранения этих негативных явлений появилась более строгая форма брачных отношений — экзогамия, запрещающая половые связи внутри одного рода. Групповой брак превратился в союз двух родов, но не привел к созданию семьи: дети принадлежали всему роду и воспитывались его сообществом.

По мере социального расслоения общества групповой брак видоизменился и принял форму полигамии (многобрачия), когда одно лицо имеет брачные отношения с несколькими или многими лицами противоположного пола. В историю человечества вошли две формы полигамии: полиандрия (многомужество) и полигиния (многоженство). Пережитки второй формы (полигинии) сохранились по сей день в некоторых странах Востока в форме семьи гаремного типа.

Для позднепервобытной общины характерно усложнение хозяйственной деятельности, социальных связей, что привело к дальнейшему упорядочению брачных отношений: они приняли форму моногамного парного брака, который отличался большей прочностью по сравнению с групповым браком. Парный брак знаменует начало домашне – семейного воспитания, которым занимаются родители, другие члены рода. Возникает хозяйственная ячейка, состоящая из мужа, жены, детей, но основным кормильцем постепенно становится мужчина. Поэтому половые отношения начинают регулироваться не только социальными, но и экономическими факторами: жена, дети не могу обойтись без мужа и отца. Верность жены обеспечивалась ее подчинением власти мужа (патриархальный уклад). Постепенно меняется и сам характер брака: его целью становится создание семьи, содержание и воспитание детей (а не только регулирование половых отношений, как это было ранее). Семья усиливала чувство личной ответственности взрослых за воспитание детей, укрепляла новые оценочные категории: авторитет родителей, супружеский долг, честь семьи.

На Руси переход к семье, состоящей из супругов и детей, завершился в 18-19 веках. На первом этапе семья была многодетной, что гарантировало ее хозяйственную надежность. Дом, семья становились начальной образовательной школой для детей, своеобразной «домашней академией», где учили трудиться, заботиться друг о друге, передавали «по наследству» мальчику отцовскую, девочке- материнскую профессию, а заодно и их мировоззрение, стереотипы поведения, готовили к выполнению роли родителей.

Моногамия оказалась устойчивой формой семьи: шли столетия, менялись экономические уклады, а моногамия сохранилась. Установление моногамии, единобрачия не следует объяснять лишь достижениями социально – экономического характера человека. В этом процессе свое достойное место занимают мораль и нравственное развитие живущих на земле людей, рост их эстетической культуры, усиление роли религии, поддерживающей святость брака: «Браки заключаются на небесах». [9;74]

Семья как система. Теории семейных систем

Семья как система. Теории семейных систем
Лекции и практикум по психологии — Психология семейных отношений

Семья — это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого общества.
Ф. Адлер
В данном модуле рассматриваются вопросы, связанные с пониманием семьи как системы, выделяются подходы к изучению семейных систем, даются основные харатктеристики семьи как системного образования. В результате прохождения данного модуля студент должен знать функции семьи и теории семейных систем, описывать характеристики основных параметров структуры семьи, анализировать типы и особенности современной семьи.


Лекция. Семья как система


Вопросы:
1. Системный подход в изучении семьи. Теории систем.


2. Характеристики семьи как системы.

Понятийно-терминологический тезаурус: семья, брак, система, системный подход, теория систем, семейные роли, семейные функции, границы семьи, структура семьи, подсистемы семьи, сиблинги, открытые и закрытые семьи, нуклеарная семья, семейная история, семейный миф, альтернативные формы брачно-семейных отношений, семейный сценарий, семейная легенда.


1. Системный подход в изучении семьи

Семья сопровождает человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обусловливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе. В терминах общей теории систем, как указывает Л.Б. Шнейдер, семья не есть простая сумма членов этой семьи, это, прежде всего, определенная сеть
взаимоотношений между всеми членами семьи.

Для того чтобы понять состояние семьи, необходимо нечто большее, чем простой анализ состояния каждого отдельного члена семьи. Для этого необходимо проанализировать всю семейную систему как целое. По определению В.В. Столина, семья — это «открытая система, подверженная внешним воздействиям», и, по его утверждению, она «должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия». Системный подход в исследовании семьи использовали В. Сатир, С. Минухин, М. Боуэн.
Семья как система впервые выступила объектом исследования в 1975 году в трудах американского психотерапевта М. Боуэна, предложившего новые подходы к изучению человеческого поведения через призму семейных отношений. Выделяя семейную систему в ряду живых систем, М. Боуэн определил отличия семейной системы и сделал акцент на эмоциональной системе взаимоотношений людей, как самой актуальной. Боуэн М. и Керр М. предложили рассматривать семью как систему и эмоциональные отношения в семье как систему.
При этом важное значение выделялось семейным ролям и функциям, от которых зависит эмоциональное здоровье семьи. Особое внимание эти исследователи уделили эмоциональным кризисам и разрывам в семейной системе, которые существенно влияют на поведение, развитие членов семьи. Эти исследования положили основу для дальнейших рассуждений о семье как системе, в которой благодаря естественным взаимодействиям происходит взаимообучение и передача опыта.
Так В. Сатир для описания семьи использует такие параметры, как энергетика семьи, структура семьи, границы семьи, функциональные характеристики семьи. Энергетика семьи включает эмоции, жизненные установки членов семьи и всё то, что определяет жизнеспособность семьи. Под структурой семьи понимаются все члены семьи и те, кто оказывает влияние на их поведение. Границы семьи определяют взаимодействие семьи с внешней средой. Стили общения, семейные правила относятся к функциональным характеристикам семьи. Правила регламентируют поведение членов семьи, что делает поступки согласованными и предсказуемыми.
На основании этих параметров можно определить благополучность семьи. Если семья является благополучной, то ее члены взаимосвязаны и положительно воспринимают друг друга. Следовательно, с точки зрения В. Сатир такая семья есть открытая система. В закрытой семейной системе члены семьи разобщены, отношения регулируются страхом наказания или силой.
В рамках структурной теории С. Минухина, семья рассматривается как целостная система, реализующая совокупность функций, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей членов семьи, характеризующаяся внешними и внутренними границами и иерархической ролевой структурой отношений. Границы семейной системы определяются взаимоотношениями между семьёй и её ближайшим социальным окружением (внешние границы) и между различными подсистемами внутри семьи (внутренние границы). С. Минухин выделяет следующие подсистемы: подсистема супружеской пары, подсистема родителей, подсистема детей (сиблингов). Включенность члена семьи в подсистему накладывает на него необходимость выполнять те или иные роли подсистемы появляются постепенно в процессе жизнедеятельности семьи.
Супружеская подсистема появляется первой, после заключения брака, второй — после рождения ребенка — появляется подсистема родителей, а подсистема детей появляется с появлением второго и последующих детей. Выделение подсистем позволяет С. Минухину более четко обозначить внутренние и внешние связи семьи. По мнению С. Минухина и других психотерапевтов, при помощи понятия границы можно сформулировать правила, которые определяют уровень и род допускаемых контактов. Границы регулируют отношения между системами, а вместе с тем и внутри них. Понятие границы тесно связано, по нашему мнению, с понятием открытости. В эффективно функционирующей семье, по мнению системных терапевтов, все подсистемы существуют относительно самостоятельно, в то же время предполагается наличие открытых каналов коммуникации между ними. Принято выделять три типа границ: четкие, ригидные, диффузные. При этом желательный вариант, по мнению автора теории и его последователей, это четкие границы. С. Минухин указывает, что благодаря таким границам члены семьи поддерживаются и опекаются, вместе с тем допускается и определенная их автономия, поэтому обеспечивается равновесие свободы и контроля.
Четкие границы также улучшают коммуникацию между субъектами и облегчают согласование и приспособление, так как многие вещи благодаря таким границам заранее известны. Применив эти знания о границах и подсистемах, исследователи выделяют открытые и закрытые семейные системы.
Открытые системы имеют информационные каналы с внешним миром, а также каналы взаимодействия между членами семьи, что позволяет семье быть динамичной и перестраиваться в соответствии с происходящими внутри или воздействующими на нее извне процессами. Подобная открытость, подвижность семейной системы способствуют личностному росту каждого члена семьи. Закрытая система представляет собой, с позиции В. Сатир, семью, изолированную от внешних воздействий, в которой жестко зафиксированы все семейные роли и жестко определены способы реагирования на внутренние и внешние изменения. Д. Фримен обращает внимание на то, что закрытыми является ограниченное количество семей, неспособных к самостоятельному решению проблем и обладающих ограниченными внутренними ресурсами и потенциалом.

Сегодня, в рамках постнеклассической науки, задаются новые условия существования современной семьи, где она может рассматриваться как самоорганизующая социальная система (Черников А.В.). В свою очередь, семья, выступая целостным образованием, включена в качестве социальной подсистемы в более широкую систему общественных отношений. Принимая во внимание, что семья — это самоорганизующаяся, нелинейная, открытая система, образованная постоянно трасцендирующими подсистемами (на первом этапе супругами, а позже и детьми), успешное функционирование семейной системы будет возможно при постоянном согласовании систем ценностей супругов. Следовательно, согласование ценностных координат жизненного мира супругов будет проявляться в динамике общих семейных ценностей, которая, согласно принципам самоорганизации, может проявляться как в количественном, так и качественном изменении данного образования.
Таким образом, системный подход в изучении семьи позволяет учитывать характеристики семьи как системы, ее системные качества: индивидуальность и сложность семейной структуры, взаимозависимость и взаимовлияние членов семьи, индивидуальность каждого из членов семьи, роль внешней среды. Понять одного из членов семьи возможно лишь при понимании того, как функционирует вся семья. А это означает, что опора на системный подход позволяет подходить к решению многочисленных семейных проблем.


2. Характеристики семьи как системы

Важными интегральными характеристиками семейной системы являются функции, структура. Сначала остановимся на рассмотрении функций семьи.
В психологии семьи понятие «функция» используется в следующих значениях:
1) это роль, которую семья как социальный институт и как малая группа выполняет по отношению к индивиду и обществу;

2) это внешнее проявление свойств семьи в системе ее взаимосвязей с обществом;
3) чаще всего функция понимается как деятельность членов семьи, направленная на удовлетворение их потребностей.
Так, М.С. Мацковский в своей классификации семейных функций выделяет следующие сферы семейной деятельности: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, сфера первичного социального контроля, сфера духовного общения, социальностатусная, досуговая, эмоциональная, сексуальная. Существуют также другие классификации семейных функций, предложенные Елизаровым А.Н., Гребенниковым И.В.
Структура семьи — одно из базовых понятий, используемых при описании семейного взаимодействия. Семейная структура представ
ляет собой совокупность элементов семейной системы и взаимосвязей между ними. В качестве структурных элементов семьи как системы выступают подсистемы. Индивидуальная подсистема представлена отдельным членом семьи. Супружеская подсистема является базисом нуклеарной семьи, определяя ее функционирование. Она включает в себя супругов, взаимодействие которых направлено на поддержание основной задачи данной подсистемы — удовлетворение личных потребностей брачных партнеров (в любви, близости, поддержке, заботе, внимании, а также материальных и сексуальных потребностей). Следовательно, взаимодействие супругов в рамках данной подсистемы строится по типу «взрослый — взрослый». Родительская подсистема объединяет в себя членов семьи, взаимодействие которых связано с выполнением родительских функций, включающих в себя заботу о детях, их воспитание, развитие, социализацию и т.
п. Таким образом, правила поведения в данной подсистеме определяются характером взаимодействий типа «родитель — родитель». Родительская подсистема не всегда состоит из отца и матери, как в традиционной модели семьи, но также может включать значимых других, которые в той или иной мере участвуют в воспитании детей. В случае появления ребенка вне брака, усыновления ребенка одним родителем, в ситуации неполной семьи единственный родитель может нуждаться в системе дополнительной поддержки. Такая система поддержки может включать членов расширенной семьи (дедушек и бабушек), представителей социальных систем (центры психологической помощи, центры социального обслуживания, церковь), друга (подругу), бывшего супруга и др. Родительская подсистема в такой семье может отличаться изменчивостью, что обусловлено конкретными потребностями единственного родителя, а также его способностью «разделять» родительские функции с временными членами родительской подсистемы. Сиблинговая подсистема состоит из братьев и сестер нуклеарной семьи. Сюда также входят приемные и усыновленные дети. Правила поведения в сиб- линговой подсистеме определяются взаимодействиями типа «брат — сестра» («брат — брат», «сестра — сестра»). Главная задача данной подсистемы — способствовать развитию навыков взаимодействия ребенка со сверстниками. Если в семье только один ребенок, он обычно устанавливает дружеские отношения с детьми соседей и родственников при условии отсутствия препятствий для его общения за пределами семейной системы. Эти отношения позволяют заменить взаимодействие в подсистеме сиблингов. Детско-родительская подсистема представлена членами семьи, относящимися к разным поколениям, а именно родителями и их еще не взрослыми детьми. Правила поведения в данной подсистеме определяются взаимодействиями типа «родитель — ребенок», направленными на реализацию задачи формирова
ния у детей навыков саморегуляции, усвоения ими норм, ценностей и моделей взаимоотношений в иерархической социальной системе. Именно в рамках данных взаимоотношений ребенок выстраивает систему жизненных ценностей, приобретает опыт соблюдения правил и законов, выполнения обязательств, следования традициям и т. п.

А.Я. Варга выделяет шесть параметров семейной системы, с помощью которых можно описать любую семейную систему:
1. Стереотипы взаимодействия.
2. Семейные правила.
3. Семейные мифы.
4. Границы.
5. Стабилизаторы.
6. Семейная история.


Необходимо отметить, что взаимоотношения между структурными элементами семейной системы можно описать через следующие параметры: сплоченность, иерархия, внешние и внутренние границы, гибкость, ролевая структура семьи.
1. Каковы основные характеристики семьи как системы?
2. Кто из исследователей семьи работает в рамках системного подхода?
3. Какие подсистемы семьи можно выделить?
4. Какое отражение находят функции семьи в ее ролевой структуре?
5. Какой тип взаимодействия в детско-родительской подсистеме семьи?
6. Как взаимосвязаны подсистемы семьи?


Литература для углубленного изучения темы
1. Андреева, Т.В. Семейная психология / Т. В. Андреева. — СПб.: Речь, 2005.
2. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. — СПб.: Речь, 2001.
3. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. — М.: Просвещение,1991.
4. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. — СПб.: Питер, 2007. 
5. Минухин, С. Техники семейной терапии / С. Минухин, Ч. Фишман. — «Класс», 1998.
6. Навайтис, Г. Семья в психологической консультации / Г. Навай- тис. — М.: Московский психолого-социальный ин-т, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.
7. Основы психологии семьи и семейного консультирования / под ред. Н.Н. Посысоева. — М.: Владос-Пресс, 2004.
8. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования / О.Г. Прохорова. — М.: Сфера,2005.
9. Сатир, В. Вы и ваша семья / В. Сатир. — М.: Апрель Пресс, ЭКС- МО-Пресс, 2001.
10. Столин, В.В. Опросник удовлетворенности браком / В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология.
— 1989. — № 2. — С. 54-62.
11. Теория систем Мюрея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика. — М.: «КогнитоЦентр», 2005.
12. Черников, А.В.Семейная системная психотерапия: интегративная модель диагностики. — Изд. 3-е испр. и доп. М.: независимая фирма «Класс», 2001.
13. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов
— М., Акад. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.
14. Фримен, Д. Техники семейной психотерапии. — СПб.: Питер, 2001.
15. Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия /
Э. Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. — СПб: Речь- 2007.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Составить схему-таблицу типов семьи
■ по семейному стажу супругов
■ по количеству детей
■ по составу семьи
■ по типу главенства
■ по качеству отношений в семье
■ по типу потребительского поведения
■ по особым условиям семейной жизни
■ по количеству брачных партнёров


Задание 2. Какие тенденции развития семьи в современном обществе представляются вам позитивными и почему? Выделить актуальные проблемы современной семьи. Какие тенденции вызывают тревогу. В чём состоят специфические особенности современной белорусской семьи? Обоснуйте свой ответ.


Задание 3. Сравните определения семьи, предложенные в разных науках. Найдите общее и различное в этих дефинициях.

Философия

Семья — ячейка общества, необходимый социальный институт, подчиненный тем же законам, что и государство, хозяйство, где осуществляется взаимопомощь и взаимозащита.

И.Г. Герасимов А.И. Пригожин Ф. Энгельс

Социология

Семья малая социальная группа, сложная структура, состоящая из отношений доминирования — подчинения (власти), ответственности, где все члены семьи автоматически участвуют во всех совместных делах.

  1. И. Антонов
  2. М. Медков
  3. Я. Вольфсон М. С. Марковский

Педагогика

Семья как институт воспитания, где ребенок как объект и субъект воспитания находится под постоянным, целенаправленным и нефор- мальным контролем со стороны родственников, близких, соседей.

А. Г. Асмолов Ю. К. Бабанский А. Ю. Гранкин И. В. Гребенников А.С. Макаренко

Этнография

Семья как общность людей, где создается атмосфера объективной потребности каждого в участии в труде, дети опосредованно или непосредственно участвуют в производственно-трудовой деятельности родителей.

М. С. Арутюнян В. Ф. Афанасьев

Психология

Семья, семейные взаимоотношения и взаимодействия рассматриваются как процесс эмоциональной близости влияния на психическое формирование личности, что обеспечивается атмосферой непрерывной, постоянной деятельности, способствующей повседневному общению с людьми, окружающим миром, природой, что обуславливает формирование психических процессов и развитие личности.

К. А. Абульханова- Славская Б. Г. Ананьев В. С. Дружинин


Задание 4. Дайте характеристику исторических параметров функционирования семейной системы: семейная история, семейный сценарий, семейный миф, семейная легенда.

Задание 5. Какие мифы о семье сегодня популярны? Назовите аргументы «за» и «против»? Примеры мифов:
— миф о вечной любви
— миф о волшебной силе любви
— миф о постоянстве супружеского счастья
— миф о супругах — это «одно тело и одна душа»

Задание 6. Объясните квазисемейные модели развития брачносемейных отношений в современном обществе. Определите особенности следующих форм семейного взаимодействия: «семья — конку- биант» (М. Босанац), «дистантная семья», «годвин — брак», «бикарьерная семья».

Задание 7. Подготовить сообщение по одной из предложенных тем:
1. Историческое развитие концепции семьи как социальной системы (К. Витакер, В. Сатир, Д. Фримен).
2. Типичные нормы традиционной и современной семьи.
3. Стратегическая семейная психология Дж. Хейли.
4. Параметры качества семейной среды.
5. Статусы семьи и адаптация в обществе.

Источник: Милашевич, Е.П. Психология современной семьи : методические рекомендации / Е.П. Милашевич. — Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2013. — 52 с.

Система классификации семьи карьеры | Human Resources University of Michigan

Система классификации профессий

Система классификации профессий (CFCS) представляет собой рыночную систему, состоящую из элементов, которые связывают текущие позиции университета с соответствующими рыночными данными. Элементы CFCS включают в себя «карьерную семью», «карьерный диапазон», «должность» и «рыночное положение». Эти элементы обеспечивают среду, в которой связанные рабочие места рассматриваются в общих группах карьеры.

Использование навигатора Career Path Navigator для изучения карьеры

Карьерная группа и группы

Карьерная группа — это широкая значимая группа должностей, обычно сгруппированных в рамках одной карьеры. Содержание определенной работы внутри работы является ключевым критерием в определении отношения к этой семейной структуре. Карьерные семьи перечислены в заголовке ниже.

Профессиональная группа — это подмножество обычно встречающихся на рынке должностей с признанной специализацией, сгруппированных в более широком контексте профессиональной семьи. Группы карьеры перечислены под заголовком семьи карьеры.

Академическая и студенческая служба
  • Администрация академической и студенческой службы
  • Академические программы
  • Спортивные программы
  • Планирование карьеры и трудоустройство
  • Финансовая помощь
  • Корпус
  • Набор и прием
  • Регистрация и записи
  • Студенческие программы и услуги
Администрация
  • Администрация

Коммуникации и маркетинг
  • Искусство и публикации
  • Вещание
  • Связь
  • Маркетинг и продажи
Развитие и продвижение по службе
  • Услуги для выпускников
  • Развитие
  • Управление развития/институционального развития
  • Внешние связи
Инженерия и архитектура
  • Архитектура
  • Капитальное планирование
  • Строительство
  • Машиностроение
Безопасность окружающей среды
  • Безопасность окружающей среды
  • Безопасность
Операции на объектах
  • Услуги по хранению
  • Управление объектами и услуги
  • Территория и управление отходами
  • Операции завода
Финансы
  • Аудит
  • Выставление счетов и сбор
  • Финансовое управление
  • Финансовый анализ
  • Финансовые операции и бухгалтерский учет
  • Инвестиции
  • Расчет заработной платы
План медицинского обслуживания
  • Администрация плана медицинского страхования
  • Отдел обслуживания участников
Управление и поддержка здравоохранения
  • Сообщество и санитарное просвещение
  • Управление медицинской информацией
  • Управление здравоохранения
  • Управление здравоохранением и поддержка
  • Страхование и управление рисками
  • Операции управляемого ухода
  • Сестринское управление
Гостиничный бизнес
  • Планирование и управление мероприятиями
  • Служба общественного питания
Отдел кадров
  • Позитивные действия и EEO
  • Преимущества
  • Компенсация
  • Сотрудники и трудовые отношения
  • Управление кадров
  • Организационное развитие
  • Подбор и трудоустройство
Информационные технологии
  • Разработка приложений
  • Анализ и поддержка бизнес-систем
  • Управление информационных технологий
  • Сетевое администрирование и проектирование
  • Управление проектами
  • Системное администрирование
  • Системная безопасность
  • Поддержка систем
Услуги по обучению
  • Непрерывное образование
  • Средства массовой информации и классные комнаты
  • Pre-K до 12 лет Образование
Правовые отношения и отношения с государственными органами
  • Связи с государственными органами
  • Юридические услуги
Библиотеки и музеи
  • Информационные ресурсы
  • Музеи
Услуги по уходу за пациентами
Закупки
  • Логистика и управление запасами
  • Закупки
  • Управление закупок
Исследования
  • Уход за животными
  • Исследования
  • Управление исследований
  • Поддержка исследований
  • Передача технологий
Искусство
  • Художественное управление
  • Художественное производство
  • Художественное образование и просветительская работа
  • Операции в концертном зале

Определения рабочих ролей

Должностные роли классифицируют по категориям, используя критерии, относящиеся к основной цели работы и отношениям работ друг с другом. Должности: профессиональные, управленческие и исполнительные.

Профессионал

Профессиональная должностная роль классифицирует названия должностей на рынке UM, охватывающие предоставление оперативной поддержки и услуг

, требующих обучения, полученного в результате опыта работы, профессионального обучения или курсов колледжа, связанных с работой, таких как те, которые можно найти в Associate’s Степень профессиональных услуг путем применения индивидуального опыта, требующего понимания и способности применять теоретические и / или научные принципы при выполнении проектов и завершении работы.

Работа может носить характер специалиста, применяющего глубокие знания принципов, концепций и методов профессиональной или технической области, или специалиста широкого профиля, применяющего более широкие знания принципов и концепций ряда смежных профессиональных областей.

Управленческий

Управленческая должность классифицирует рынок UM Должности Должности, отвечающие за лидерство и профессиональные знания или услуги посредством использования знаний и навыков других.

Объем работы может варьироваться от надзора за повседневными операциями небольшого подразделения до рекомендаций по стратегическому направлению и обеспечения руководства операциями большого отдела до участия в общей стратегии, направлении и видении для нескольких функциональных областей.

Обязанности включают демонстрацию измеримого воздействия на операционную эффективность, достижение целей и задач школы, колледжа, отдела, исследования, системы здравоохранения и/или бизнес-подразделения, а также деятельность, связанную с наймом, продвижением по службе, изменением заработной платы, коучингом, обучением, применением политики, политики, дисциплинарные меры и т. д.

Исполнительный директор

Исполнительная должность классифицирует должности на рынке UM, отвечающие за обсуждение со старшими и исполнительными должностными лицами при определении стратегических целей; руководство разработкой долгосрочных потребностей, стратегии и направления деятельности организации; руководство организацией со стратегическим видением и определением; использование знаний и навыков лидерства; определение и распределение ответственности за достижение целей; оценка эффективности и вклада руководства; планирование, разработка и установление политики; рассмотрение отчетов о деятельности и финансовых отчетов для определения прогресса и статуса в достижении целей и пересмотра в соответствии с текущими условиями.

Определение терминов

Элементы основы классификации

Система классификации
Структура, которую организации используют для распределения должностей по группам на основе сходства целей, требуемых навыков, выполняемых обязанностей, подотчетности, рабочей среды и других общих факторов.
Карьера Семья
Широкая значимая группа должностей, обычно сгруппированных в рамках карьеры. Содержание определенной работы в рамках работы является ключевым критерием в определении отношения к этой семейной структуре.
Карьерный браслет
Подмножество должностей, обычно встречающихся на рынке, с признанной специализацией дисциплины и сгруппированных в более широком контексте семейства профессий
Должность
Широкая категория, соответствующая основной цели работы и ее взаимосвязи с другими работами. Все рабочие места в данной рабочей роли имеют общий набор ожиданий в отношении ключевых моделей поведения, которые поддерживают эффективное управление ресурсами организации. Должностей будет три: профессиональная, управленческая и исполнительная. В новой структуре профессиональная должность будет включать в себя сотрудников наших нынешних групп P/A, офисных, технических и связанных с ними медицинских должностей.
Организационные компетенции
Навыки, знания, способности и модели поведения, которые поддерживают эффективное управление миссией, видением, ценностями и ресурсами Мичиганского университета.
Рыночный справочник Должность
Должность, содержание и соответствующая рыночная компенсация, связанная с классификацией на рынке внешней занятости.
Рабочее название
Индивидуальное описательное название, обеспечивающее более глубокое понимание обязанностей и сферы деятельности отдельного сотрудника в рамках присвоенного рыночного названия должности, организованного в рамках назначенной профессиональной группы, профессиональной группы и должностной роли. Часто рабочее название основано на текущих отраслевых/профессиональных стандартах.

Прочие родственные термины

Рынок
Район, из которого будут набирать соискателей. Сочетание Career Family, Career Band, Job Role и рыночного справочного названия должности обеспечивает связь с рынком труда.
Ориентир рынка
Философия вознаграждения, согласно которой организация выбирает ориентир на процентиль рынка, чтобы компенсировать классификации внутри организации.
Должность
Ярлык, используемый для описания набора конкретных действий, обязанностей, обязанностей и задач.
Тестовое задание
Типичная должность Мичиганского университета, используемая для сравнения заработной платы, которая обычно встречается во внешних организациях, например, бухгалтер. Также описывает работу, аналогичную или сравнимую по содержанию в разных подразделениях организации.

Карьера

Развитие карьеры
Постоянная и формализованная работа, направленная на развитие обогащенных и более способных работников.
Карьерный путь
Возможные направления и возможности карьерного роста в организации; представляя шаги в возможной карьере и правдоподобные подходы к их выполнению; линии продвижения в профессиональной области внутри организации.

Работа

Организационные компетенции
Интегрированные наборы знаний внутри организации, которые отличают ее от конкурентов и обеспечивают ценность для клиентов.
Анализ работы
Систематический процесс сбора информации, используемый для принятия решений о работе. Анализ работы определяет задачи, обязанности и ответственность конкретной работы.
Описание позиции
Письменный документ, который идентифицирует, описывает и определяет работу с точки зрения ее обязанностей, ответственности, условий труда и спецификаций.
Дизайн работы
Процесс организации работы в задачи, необходимые для выполнения конкретной работы.
Оценка работы
Систематический процесс определения относительной ценности рабочих мест, чтобы установить, какие рабочие места должны оплачиваться больше, чем другие в организации.
Размещение вакансий
Анализ и оценка должности, ее обязанностей и задач по сравнению с другими аналогичными должностями, уже имеющимися в организации, с целью надлежащего позиционирования работы в соответствующей профессиональной группе, профессиональной группе, должностной роли и названии должности, упоминаемом рынком. .
Обследование заработной платы
Обследование заработной платы, выплачиваемой работникам других работодателей на соответствующем рынке труда обследующей организации.

Сотрудники

Индивидуальный капитал
Воспринимаемая справедливость индивидуальных решений по оплате.
Сравнительный анализ
Процесс сравнения собственных услуг и практики с признанными лидерами с целью выявления областей для улучшения.
Сопоставимая стоимость
Концепция или политика оплаты труда, предусматривающая сопоставимую оплату за работу, требующую сопоставимых навыков, усилий и ответственности и имеющую сопоставимые условия труда, даже если содержание работы отличается.
Децентрализация
Передача ответственности и полномочий по принятию решений из центрального офиса людям и местам, которые находятся ближе к ситуации, требующей внимания.
Внутренний капитал
Воспринимаемая справедливость структуры оплаты труда в подразделении.

Должен ли это быть двоичный выбор?

Многие люди мечтают добиться успеха в карьере, а также завести семью. Хотя сбалансировать два важных аспекта жизни, которые требуют так много вашего времени, сложно, это выполнимо. При принятии решения о том, должна ли карьера или семья быть вашим приоритетом, необходимо учитывать множество аспектов. Давайте разберемся, что следует учитывать и действительно ли дилемма выбора карьеры вместо семьи является реальностью.

Семья против карьеры

Во многих случаях женщины несут основную тяжесть этой дилеммы, поскольку исторически женщины были главными опекунами детей. Однако, поскольку женщины определили свое положение в рабочей силе и даже по-прежнему превосходят мужчин в сфере образования, этот вопрос стоит перед каждым полом и гендером.

Точно так же исторически мужчины были кормильцами, и от них ожидается, что они преуспеют в своей карьере в качестве кормильцев. Их место в семье было занижено с точки зрения времени, проведенного с детьми.

Тем не менее, времена сильно меняются. Появляются новые определения семейных структур, и, как правило, гендерные роли уходят в прошлое. Поэтому правда в том, что вам не нужно смотреть на ситуацию как на бинарную. Вы по-прежнему можете сделать успешную карьеру и создать счастливую семью на своих условиях.

Для этого требуется изменение мышления, правильное управление временем и внимание к созданию правильного баланса, который работает на вас.

Фото Picsea на Unsplash

Вы должны выбрать?

Делать выбор между семьей и карьерой больше не имеет смысла. Раньше в обществе были более четко определенные роли. Но с изменениями в наших реалиях меняются модели мышления. Вместо того, чтобы чувствовать вину за то, что посвящаете время работе, потратьте эту энергию на полное присутствие, когда вы находитесь с семьей.

Лучший способ найти баланс для того и другого — всегда оставаться в настоящем моменте. Это требует практики и осознанности, но как только вы приобретете этот навык, он может изменить вашу жизнь.

5-летняя «Жертва»

Если вы не просто пытаетесь достаточно хорошо совмещать работу и семью, а ваша цель состоит в том, чтобы преуспеть в одном или другом, тогда что-то должно дать. Это потому, что в сутках всего 24 часа, и ничто из того, что вы можете сделать, не изменит этого факта.

Однако, если вы решите, что продвижение по карьерной лестнице является более важным приоритетом, вы должны быть готовы пожертвовать как минимум 5 годами своей жизни ради воспитания детей.

Почему 5 лет?

Хронология воспитания детей от 2 до 5 лет

Идея состоит в том, что дети обычно начинают ходить в школу примерно в возрасте 5 лет, а это означает, что у них высвободится некоторое время, когда они не должны находиться под вашим присмотром. Если вы решите, что продвижение по карьерной лестнице много значит для вас с точки зрения финансовой стабильности, а также опыта или страсти, то вы можете подумать о том, чтобы завести детей в начале своей карьеры. Будет легче вернуться в рабочую силу в более молодом возрасте и наверстать упущенное.

Правильный баланс

Поиск правильного баланса между тем, когда нужно стремиться к карьере и когда к семье, очень субъективен. Тем не менее, в игру вступают два важных фактора: планирование благосостояния и образование.

Есть шанс, что вы проработаете несколько лет после окончания колледжа. В этом случае вы можете получить степень магистра или доктора, но вы также хотите создать семью. Как вы можете сбалансировать оба?

Вы должны быть ориентированы на решение, потому что всегда есть выход. Одним из примеров решения этой головоломки может быть посещение онлайн-колледжа, такого как Народный университет. Таким образом, вы потенциально можете создать семью, получить высшее образование по гибкому графику, а затем снова войти в состав рабочей силы с более высокой степенью. Это может убить двух зайцев одним выстрелом, так как ваша более высокая степень принесет вам больше денег. Таким образом, вы потенциально можете работать меньше часов, чем в противном случае, и при этом иметь возможность поддерживать свою семью.

Существуют разные способы максимально эффективно использовать время и энергию в любой ситуации. Вместо того, чтобы ничего не делать, вы можете построить свою жизнь так, как вы ее себе представляете. Это включает в себя:

1. Решение проблемы

Чаще всего мужчины могут испытывать особые трудности с выражением своих семейных обязанностей на работе. Игнорируя то, что семья имеет для вас большое значение, вы позволяете всем на своем рабочем месте делать то же самое. Сообщите об этом, и если есть важное семейное событие, которое означает, что вам нужно уйти с работы раньше, сообщите об этом своему начальству заранее. Все в целом принимают и понимают, что семья значит для людей.

2. Приоритизация времени

Если на работе или в личной жизни происходит что-то, что не служит вашим целям, научитесь говорить «нет». Умение говорить «нет» идет рука об руку с правильным управлением своим временем.

3. Изменение отношения к работе

Семья и работа — важные части вашей жизни. Это означает, что они не должны существовать в своих отдельных пузырях. Вы можете не только брать уроки с работы домой для своей семьи и наоборот, но вы также можете быть уверены, что говорите о семье на работе. Вы уже наверное говорите о работе с семьей. Подобные обсуждения могут даже укрепить отношения с теми, с кем вы можете общаться на рабочем месте.

Фото 
Christina Morillo  из  Pexels

Политика на рабочем месте меняется

Культуры и общества меняются со временем. Вот почему по мере того, как меняются нормы, меняются и структуры, созданные для их приспособления. Хотя в большинстве мест все еще есть пути с точки зрения баланса между работой и семьей, компании начинают замечать, насколько это важно. Например, в большинстве стран есть законы об отпусках по беременности и родам.

Многие рабочие места адаптируются даже для тех, кто вернулся из декретного отпуска и вынужден либо брать на работу своих детей, либо продолжать выполнять свои семейные обязанности на работе. Например, некоторые компании начали строить родильные дома для молодых матерей, чтобы у них было личное место для сцеживания грудного молока. Это всего лишь один пример того, как культура рабочего места смещается в сторону принятия семейных обязанностей.

На что следует обратить внимание

Хотя приведенный выше аргумент обсуждает теоретические подходы к балансу между работой и личной жизнью, такие как управление временем, необходимо учитывать важные практические последствия. К ним относятся:

1. Семейное положение

Вы живете в семье с одним родителем? Это может быть самым сложным сценарием для возможности совмещать работу и семью, потому что вы воспитываете ребенка одна. Это потребует вашего внимания и времени, несомненно. Вам придется спросить себя, что действительно важнее для ваших долгосрочных целей.

2. Ежемесячный доход

Естественно, при выборе семьи или работы главное внимание уделяется деньгам. Чтобы иметь семью, вы должны быть в состоянии обеспечить все необходимое, например, еду и кров. Но даже если вы не хотите иметь семью и вместо этого отдаете предпочтение работе, сделают ли вас все эти деньги счастливыми?

3. Социальные предубеждения

Независимо от того, чему вы решите посвятить больше своего времени, найдутся люди, которые осудят вас и обратятся к вам. Самое главное в этом деле — оставаться верным себе. Это ваша жизнь, и то, что говорят другие, не имеет значения.

4. Воспитание детей

Многие люди подтвердят, что быть родителем — самая трудная работа в мире, но она также и самая полезная.

5. Долгосрочные результаты

Как и при любом выборе в вашей жизни, ваше собственное мнение и субъективная точка зрения являются первичными. Вам нужно решить, где вы видите себя в будущем и какие решения заставят вас оглянуться назад без сожалений.

Советы, как совместить карьеру и семью

При балансировании карьеры и семьи, как это делают многие люди, примите во внимание следующие советы:

Присутствовать

Присутствовать, где бы вы ни были. Когда вы на работе, не зацикливайтесь на том, что вы могли бы быть с семьей. Когда вы с семьей, постарайтесь не думать о том, какую работу вы должны выполнять. Когда вы делаете это, вы отвлекаете энергию от того, что находится перед вами, и от того, насколько успешными вы можете быть в это время.

Create Alone Time

Что бы вы ни балансировали в своей жизни, важно позаботиться о себе. Заботясь о себе и проводя время в одиночестве, вы можете перезарядить свои батареи, чтобы полностью погрузиться в повседневную жизнь.

Освобождение от чувства вины

Вина — это эмоция, которая не способствует действию. Скорее, истощает. Постарайтесь освободиться от чувства вины и будьте снисходительны к себе. Вы делаете все возможное!

Советы по работе и поступлению в школу

Возможно, вы еще не готовы к семье, но, чтобы подготовиться к этому дню, вы хотите получать образование, пока работаете, и копить деньги. Вот несколько полезных способов узнать, как работать полный рабочий день и ходить в школу:

  • Онлайн-курсы: Подумайте о поступлении в онлайн-университет, например Народный университет — некоммерческий университет, целью которого является преодоление барьеров на пути к высшему образованию. Поскольку курсы на 100 % проходят онлайн, это позволяет вам составлять собственное расписание и учиться в своем собственном темпе. Более того, вы можете сэкономить много денег, потому что обучение в UoPeople совершенно бесплатно.
  • Свяжитесь с менеджерами: Убедитесь, что ваши менеджеры на работе знают, что вы собираетесь в школу. Они, скорее всего, будут работать с вами, чтобы вы могли организовать свой рабочий график для проведения крупных школьных мероприятий, таких как выпускные экзамены или тесты.
  • Тайм-менеджмент: Тайм-менеджмент играет ключевую роль на протяжении всей вашей жизни. Умение управлять своим временем снимет стресс и повысит продуктивность.
  • Использование знаний на работе: Обязательно применяйте полученные в школе знания на работе и наоборот.
  • Возможная помощь в обучении или учебе: Всегда есть возможность получить финансовую помощь. Выберите помощь в обучении, работу, учебу, стипендии, гранты или кредиты.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>