Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» (Н. Гумилев)


Творчество Н. Гумилева сложно для восприятия из-за необычных метафор. Свидетельством этого является стихотворение, о котором пойдет речь в статье. Изучают его в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Заблудившийся трамвай» по плану.

История создания

Стихотворение «Заблудившийся трамвай» было написано Гумилёвым в 1919 году, а опубликовано в сборнике «Огненный столп» в 1921. Ирина Одоевцева, русская поэтесса и прозаик 20 века, вспоминала, что автор поделился с ней тем, как у него возник замысел лирического произведения. Он возвращался на заре домой после праздничного вечера, на котором выпивал, играл в карты с приятелями и друзьями, и, идя уже по ночному Петербургу, остановился на мосту, где его не очень трезвый взгляд приковал летящий трамвай. В этот момент Гумилеву показалось, что он видит будущее, а значит – что-то очень важное. Сама собой родилась первая строка стихотворения, а за ней поэт как по волшебству начал проговаривать строки. Он был очень удивлен такому творческому порыву и вдруг нахлынувшему вдохновению.

Стоит отметить, что Гумилев в финальной редакции стихотворения изменил лишь одно: Машеньки в первоначальном варианте не существовало – ее звали Катенькой.

Краткий анализ

История создания – произведение было появилось из-под пера поэта в 1919 г., а спустя два года вошло в сборник «Огненные столпы».

Тема стихотворения – революционные события в России, воспоминания о прошлых событиях.

Композиция – стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который можно разделить на смысловые части: рассказ о том, как герой попал на подножку трамвая, описание странного путешествия, рассказ о мертвых головах и Машеньке. Формально произведение состоит из 15 катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «он заблудился в бездне времен», «зоологический сад планет», «за мостом летит на меня всадника длань в железной перчатке».

Эпитеты – «огненная дорожка», «пытливый взгляд», «нищий старик», «серый вагон», «напудренная коса», «ветер сладкий» .

Сравнения – «лицо, как вымя».

Жанр, направление и размер

Стихотворение Гумилева Заблудившийся трамвай» совершенно не вписывается в колею типичных произведений акмеизма. Исследователи творчества поэта находят огромное количество символов, поэтому наиболее точно невозможно определить направление данного лирического произведения. Космос противопоставлен обычному земному миру, то есть символика космоса (принцип символизма) сочетается в произведении с описанием красоты обычной жизни – принцип акмеизма.

Жанр стихотворения выявить тоже весьма нелегко. Сам поэт определил лирическое произведение, как магическое стихотворение, но литературоведы указывают на иное жанровое определение – стихотворение-откровение.

Говоря о стихотворном размере и рифмовке в данном лирическом произведении, с полной уверенностью можно говорить лишь о последнем – перекрёстная рифма (АВАВ), где чередуется мужская и женская рифмы. Сам Гумилев говорил, что из-за стихийного вдохновения стихотворение получилось несколько тоническим, поэтому силлабо-тонический размер определить не получится.

Образы и символы

Данное стихотворение – одно из самых неоднозначных трудов Гумилева. Сюжет стихотворения – сон, поэтому поэт не вынужден следовать принципам логики, ведь все здесь может быть нереальным.

Центральный образ – трамвай – нечто из иного мира, ведь его окружают «чужие» лучи света и звуки. Лирический герой – главный герой сна, неизвестным образом оказывается на трамвае, который несет его без вагоновожатого в странное место. Мотив искаженного времени и пространства подталкивает читателей к мысли о том, что это своеобразное путешествие – не что иное, как дорога в загробный мир.

Если считать, что данная интерпретация верна, то можно найти в тексте периоды жизни Гумилева. Каждый образ в стихотворении – виток истории в жизни: Нева – Петербург, 1920, Сена – Париж, в котором Гумилев был с 1906 по 1908 год, дом с 3 окнами – дом, в котором жила жена поэта – Анна Ахматова, Нил – африканское путешествие автора, закончившееся в 1913. Исходя из этих образов, можно сделать вывод, что трамвай – символ времени, но это только гипотеза, ведь Париж в жизни автора был не только начале 20 века, но и в 1918 году.

Образ Петербурга прослеживается в последних строфах: всадник в железной перчатке на коне, Исакий. Это конечная точка, где герой хочет заказать панихиду по себе. Машенька – собирательный образ той самой, дореволюционной России, к которой у автора лишь трепетные чувства.

Краткое содержание

Лирический герой шел домой и неожиданно его внимание привлек трамвай, который летел в небе. Мужчина сразу запрыгнул на подножку, хотя и не понял, как именно это сделал. Герой попросил вагоновожатого остановить транспорт, но безуспешно.

Трамвай прошел через мост, проскочил через Неву, Нил и Сену. Только у оконной рамы герой заметил взгляд нищего старика. Он умер с год назад в Бейруте. Неожиданно герой понимает, что они прибыли на вокзал. Там на прилавках продавали отрубленные головы. Палач срубил голову героя и отправил к остальным.

Но все возвращается в трамвай, который продолжает свой путь. Неожиданно герой понимает: они прибыли к дому его возлюбленной Машеньки. Но он предпочел выбрать другую и даже не знал, что стало с девушкой.

В последних строчках герой делает неутешительный вывод. Он даже не знал, что можно так любить и грустить.

Темы и настроение

Тему и основную мысль стихотворение определить опять же достаточно трудно. Это зависит от субъективного прочтения стихотворения. Либо это духовные творческие искания поэта, либо его прошлое, пронёсшееся у него перед глазами.

Нужно сказать, что в стихотворении четко просматривается гражданская позиция автора. Лирический герой немного с тоской вспоминает то, что случалось с ним, просит остановить вагон там, где все было хорошо, там, где Россия была великой. Николай Гумилев не принимал Октябрьскую революцию, он был уверен, что невозможно строить новое и процветающее государство на жестокости и крови.

Жизнь Гумилева нельзя назвать счастливой: он так и не смог принять революцию, не смог по-настоящему полюбить, поэтому стихотворения поэта прописаны чувством грусти и некого сожаления. Автор прожил недолгий век, но он ставил поле себя вечные произведения русской поэзии, которые уже практически 100 лет читают и учат люди всех возрастов.

Россия – заплутавший трамвай

Не нужен глубокий анализ стиха, чтобы понять, что в образе заблудившегося трамвая Гумилёв в 1919 году видит Россию. Он каким-то чудом вскочил на подножку и несётся вместе с Родиной в пропасть по огненной дорожке.

Как я вскочил на его подножку, Было загадкою для меня.

Последние годы Николай много времени проводил за границей, но в роковой момент оказался на Родине и застрял на её подножке, так как стал невыездным из-за своего происхождения. Поэт голосом своего стихотворного героя кричит вагоновожатому «Остановись», но последний не хочет, да и уже не может остановить, несущийся к пропасти вагон. Понимая, что остановка невозможна, да и сам не желая покидать трамвай, автор стихотворения переносит себя в дальние страны, где сейчас царит покой и умиротворение.

Картина в стиле масло – несущийся к обрыву трамвай и мечтающий поэт на его подножке. В голове мелькают картинки из Бейрута и Индии, а за окошком станция «Зеленная», где когда-то продавали брюкву и капусту, а сейчас предлагают мёртвые головы. Раньше тут жили и радовались восходам и закатам, а сейчас убирают с дороги тех, кто мешает новой власти нестись в пропасть. В образе продавца-палача в красной рубашке хорошо просматривается представитель советской власти. Он уже нарубил достаточно голов, не обошёл он вниманием и Гумилёва, положив его главу в скользкий от крови ящик (пророческие строки, так как не за горами и расстрел поэта).

В красной рубашке с лицом, как вымя, Голову срезал палач и мне.

Автор не боится писать такое в советской России, хотя и чувствует, что за это придётся платить.

Идея

Смысл стихотворения можно трактовать двояко. Я бы остановился на версии, которая является логическим продолжением интерпретации образов. Так вот, в какую бы эпоху ни жил герой стихотворения, сколько бы жизней и душ ни «пропустил» через себя, грусть и сожаление не покидали его душу. Он чувствовал постоянное недомогание от того, что не может полюбить и просто быть счастливым.

Но вдруг — озарение. Внезапно лирический герой говорит о том, что ни в одной из своих прежних жизней даже и представить себе не мог, что любовь может быть такой, грустной, построенной лишь на воспоминаниях о былой красоте. Главная мысль стихотворения состоит в том, что в сердце человека всегда есть любовь, просто иногда это чувство такое непривычное, что даже близко не напоминает эталон.

Тема стихотворения

Гумилев в своем стихотворении развивает тему революции и жизни после нее. исторический события он завуалировал с помощью метафор, поэтому искать смысл стихотворения нужно между строк.

Стихотворение «Заблудившийся трамвай» написано от первого лица, проблема произведения раскрывается с точки зрения лирического героя. он рассказывает о своих приключения, при этом используя символические и аллегорические образы. Герой сначала вспоминает о том, как увидел летящий трамвай. Образ трамвая в этом произведении является символическим. Традиционно в литературе под ним подразумевается история. Гумилев в подробностях описывает звуки, которые слышны в этот момент: карканье ворон, звоны и громы лютни. Это сочетание не удивляет, так как является символом хаоса, царившего в стране в начале 20 столетия.

Лирический герой произведения очень удивлен тому, как оказался на подножке трамвая. Затем удивление сменяется страхом. Лирический герой умоляет вагоновожатого остановиться, однако остановить это стремительное движение не удается. Железный зверь подвозит пассажиров к странному вокзалу, в котором торгуют мертвыми головами. Этот эпизод – намек на участие тех, кто пытался сопротивляться, плыть против течения. Намек на таких, как он. И лирическому герою тоже отрезают голову.

Затем лирический герой замечает дом, в котором жила его невеста Машенька. Но теперь ее голос не слышен. Герой предполагает, что Машенька умерла, и в ее смерти он винит себя. Он вспоминает, что слышал стоны, но не бросился в ту же минуту на помощь, а отправился «представляться Императрице».

По мнению исследователей, под образом Машеньки поэт подразумевает Россию.

В последних строфах произведения Н. Гумилев выражает довольно смелую мысль о том, что истинная свобода наступает лишь после смерти, когда человека оказывается на небесах. Стихотворение завершается признанием лирического героя в любви, адресованным Машеньке.

Проблема, которую Гумилев раскрывает в своем стихотворении, была весьма распространенной в литературе начала 20 века. Но «Заблудившийся трамвай» на фоне других выделяется своей оригинальностью.

Средства художественной выразительности

Стихотворение «Заблудившийся трамвай» наполнено изобразительно-выразительными средствами. Особое внимание следует уделить эпитетам и метафорам.

  • «Мчался он бурей» — метафора, усиливающая впечатление лирического героя о путешествии на трамвае.
  • «Пытливый взгляд» — очень образный эпитет; несмотря на тревожное состояние, лирический герой очень внимателен, он пытается заметить каждую деталь, каждую мелочь.
  • «Знакомый и сладкий ветер» — эпитет, позволяющий читателям понять отношение автора к городу «всадника в железной перчатке» и Исакия.

Автор: Игорь Васильев
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Средства выразительности

Неоромантическая сказка «Заблудившийся трамвай» Гумилева является одним из наиболее выдающихся образцов русской поэзии Серебряного века. Оно сочетает совершенные поэтические формы, многоплановость смыслов, искренность автора. Интерпретировать произведение непросто, поскольку многое сказано образами:

Краткий перессказ стихотворения «Заблудившийся трамвай»

  1. Трамвай, в котором едет лирический герой через леса и дождь — пришелец из иного мира. Его появление в произведении «Заблудившийся трамвай» Гумилева средства выразительности сопровождают постоянно. Например, вороний грай (как знак смерти), раскаты грома вдали (идет война), звоны средневековой лютни (знак миссии автора). Транспорт героя заблудился в бездне времен. Его символика — корабль-призрак, который вдруг уносить героя в загробный мир.
  2. Некоторые критики видят в путешествии трамвая жизнь, которая проносится перед глазами умирающего героя. Он хочет остановить транспорт и сойти, однако сделать это не в силах. Каждый образ затрагивает определенный этап жизни поэта. Нева — Петербург 1920 года, Нил — африканская авантюра 1913-го, Сена — столица Франции в 1907-м. Дом 3 окна — бывшая супруга Ахматова, которую в стихотворении поэт величает Машенькой. Подобный метод оценки весьма уязвим. Никто до конца не раскрыл основной замысел поэта, ведь он бывал в Петербурге и в 1917.
  3. Загадка произведения в том, что его можно толковать по-иному. Существует мнение, что герой переживает не обратный отчет времени, а творческие муки. Он старается найти переход от искусства акмеизма к символизму. Тогда фразу «Индия духа» можно трактовать как символистский этап творчества поэта. В лавке зеленщика в городке он находит кочаны капусты, которые соизмеряет с человеческими головами (такая же в них пустота). Образы пальм намекают на возвращение к акмеизму.
  4. Многие исследователи полагают, что не стоит искать в незнакомых образах, которые описывает поэт, конкретно известных и реальных персонажей. Остается загадкой, знал ли Гумилев старика из Бейрута, однако его образ гармонично вписался в контекст произведения (смерть смешивается с жизнью). Прототипом Машеньки считают не только Анну Ахматову, но и умершую в молодости кузину Гумилева — Марию Кузьмину-Караваеву и даже Машу Миронову из художественного произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
  5. Антитезой Машеньке является императрица, в которой отражено противостояние официального и личного. Образ Машеньки из «Капитанской дочки» кажется более правильной трактовкой еще и потому, что с ним перекликаются образы дощатого домика и императрицы. Стихотворение можно назвать пророческим. Лирический герой (Гринев наоборот) идет к императрице, и, обвиненный в заговоре, погибает.

Фразу «сад планет» у домика Машеньки автор использует не случайно. Это символ смерти, космоса, противного человеческой природе. Для вечности же нет разделения между живым и мертвым, но лишь там человек находит свободу. Однако в земном существовании есть эта граница, и поэт меняет местами лирического героя и Машеньку по принципу жизни и смерти.

Есть мнение, что Машенька ассоциируется у автора с прошлой Россией, которую поэту невозможно не любить. Однако она умерла, и никогда не вернется назад. В отчаяньи его герой просит остановить трамвай, что уже невозможно. Все светлые образы прошлого приходят лишь в воспоминаниях.

В последних строфах поэт описывает образы Санкт-Петербурга: Исакий, Всадник на коне в железной перчатке. Это финальная точка маршрута, где у героя возникает желание заказать панихиду по себе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: